Духовное преемство преподобного Паисия Величковского и исихазм в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре

Духовное преемство преподобного Паисия Величковского и исихазм в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре

Доклад на Международной научной конференции «Киевские Паисиевские чтения» (Киево-Печерская Лавра, 27—28 ноября 2017 г.)

00---

В своем труде «Молдавский старец Паисий (Величковский)», завершенном в 1930-х годах, протоиерей Сергий Четвериков указывает на преемственную духовную связь между преподобным Паисием Величковским и старцами Русского Афонского Пантелеимонова монастыря. Автор выводит важное духовное генеалогическое древо. Он пишет следующее:

«С отъездом старца Паисия в Молдовлахию (это произошло в 1763 году. — И. П.) следы его влияния на Афоне не заглохли. Его предания и уставы и ныне хранятся в основанном им Ильинском скиту и в других обителях. С особенною силою предания старца Паисия возродились на Афоне в XIX веке, когда там появился старец Арсений, ученик одного из молдавских учеников старца Паисия, имевший большое влияние на все Афонские монастыри и скончавшийся в 1846 году. Единомышленниками и продолжателями Арсения были схимонахи Николай, Андрей и Никодим, а затем имевший особенно большое влияние на Афоне и за пределами его духовник Русского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Иероним, скончавшийся в 1885 году, и архимандрит того же монастыря Макарий, скончавшийся в 1889 году. Трудами и заботами этих старцев возник на Кавказе Ново-Афонский монастырь, также усвоивший себе предания старца Паисия и сохранявший их в лице своего настоятеля, игумена Иерона, и других иноков-старцев до самого последнего времени» [1].

Действительно, и Русская Пантелеимонова обитель на Святой Горе, и ее дочерняя Ново-Афонская обитель в Абхазии при великих старцах Иерониме и Макарии не только стали крупнейшими в православном мире монастырями, с многочисленным братством, со всесторонне развитыми сферами монастырской жизни.

. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь

. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь

. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Вид с Иверской (Анакопийской) горы

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Вид с Иверской (Анакопийской) горы

 Они прославились как духовные центры, школы общежития, послушания, старчества и очаги исихазма. Здесь богопросвещенные наставники передавали ученикам свой опыт, навык умного делания, внутренней непрестанной молитвы, научали правилам аскетической жизни и методам подвижничества. По издревле поддерживаемой исихастами традиции просветительства обе обители (прежде всего Пантелеимонова) стали центрами распространения христианского просвещения, книгоиздательства, иконописания, прочих спасительных видов культурной деятельности. В XIX веке это оказало большое влияние на жизнь общества.

Пришедший на Афон в начале 1820-х годов отец Арсений, о котором упоминает протоиерей Сергий Четвериков, почитался на Афоне как стяжавший большие дарования старец и духовник.

Старец иеросхимонах Арсений

Старец иеросхимонах Арсений

        Он окормлял преимущественно русских насельников (при старце Арсении, скончавшемся в 1846 году, они были, впрочем, весьма немногочисленны). Иеросхимонах Арсений явился носителем живой паисиевской преемственности, поскольку воспринял учение преподобного Паисия от его учеников в скиту в Молдавии, в окрестностях Ботошан.

О подвигах духовника Арсения известно от его учеников, более всего от иеросхимонаха Парфения (Аггеева), а также и от старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова). Пример жизни старца Арсения весьма поучителен.

Будущий иеросхимонах Арсений, родом из Нижегородской губернии, вместе со своим спутником, будущим схимонахом Николаем, пришел в молдавский скит в самом начале XIX века. Вступившие на монашеский путь русские подвижники были привлечены духовной опытностью молдавских старцев, многие из которых были непосредственными преемниками преподобного Паисия. Одному из таких старцев-исихастов они и «препоручили свои души купно с телесами». И «повиновались они оба своему пастырю и наставнику в совершенном послушании и отсечении своей воли» 18 лет [2]. После кончины своего старца отцы «по своей воле жить не восхотели» и не оставили дело совершенного послушания: «жили один у другого в послушании по-братски» [3].

Получив особое откровение Божие, отцы отправились на Святую Гору и пришли туда именно в то время, когда многие афонцы покидали Афон по причине военных действий и турецкой оккупации. Отцы продолжили свои труды и подвиги на келлии Иверского монастыря, терпя скорби и материальные нужды. И так, по словам ученика старца Арсения, «достигли они в тихое пристанище душевного спокойствия и безмолвия, сиречь соединения ума с Богом» [4]. Отцу Арсению Господь дал дар рассуждения и прозорливости, отцу Николаю — дар слезный: «ибо плакал день и нощь до самой смерти» [5].

В пустыне Афона старцы много лет прожили «в совершенном безмолвии», «одни с единым Богом», «всегда с Ним беседою соуслаждались, умом и сердцем и устнами» [6], строго постясь и соблюдая устав церковных богослужений. Почти каждый день совершали Божественную литургию. «Нощь всю препровождали в бдении, и в молитве, и в поклонах», а днем, за рукоделием, «пребывали всегда в молчании, в хранении сердца и в беспрестанной умной молитве» [7], по словам очевидца. Отец Арсений своих учеников так поучал: «Упражняйтесь всегда в богомыслии и в беспрестанной умной молитве; всеми силами старайтесь очищать внутреннего человека и не принимайте никаких прилогов диавольских; открывайте все свои помыслы и не скрывайте их, да не обладает кем из вас диавол» [8].

Особым доверием и любовью отца Арсения пользовался пустынник-келлиот монах Иоанникий (Соломенцов; будущий иеросхимонах Иероним), стяжавший дар внутренней непрестанной молитвы. После кончины отца Арсения в 1846 году отец Иероним стал его преемником по духовному влиянию на Святой Горе.

 Иеросхимонах Иероним. 1850-е гг.

Иеросхимонах Иероним. 1850-е гг.

 А ранее того, в 1840 году, отец Иероним по приглашению греческой братии Русского Пантелеимонова монастыря и по благословению старца Арсения вселился в эту общежительную обитель на духовническое служение. Из жизнеописания старца Иеронима и из истории Пантелеимонова монастыря известно, что прозорливый духовник Арсений сказал при этом, что Господь через его ученика хочет сотворить нечто дивное. И мы хорошо знаем из истории, что с приходом отца Иеронима в Пантелеимонов монастырь было положено прочное начало возобновлению, развитию и духовному преуспеянию русского монашества в этой обители и на всей Святой Горе. Было положено начало укреплению и прославлению Пантелеимоновой обители, расширению ее духовного влияния на Афоне и в России. Возникло то явление огромного значения, которое в настоящее время именуют Русским Афоном.

В своей деятельности отец Иероним имел великих предшественников, заложивших прочные основы богоугодного жизненного строя обители. И действительно, исихастская история монастыря началась намного раньше, а среди этих святых предшественников со времен Средневековья известны выдающиеся исихасты. В первую очередь среди них нужно упомянуть игумена Исаию, подвизавшегося на Афоне в XIV веке.

О его святой личности необходимо сказать отдельно.

Кир Исаия был монахом Хилендаря, потом безмолвствовал и предавался занятиям внутренней молитвой в месте, называемом пустыней святого Павла. Затем подвизался в Русском Пантелеимоновом монастыре. Был близок к правителю Сербии Стефану Душану, который своей грамотой от 1349 года [9] возложил на старца восстановление Русского монастыря (в то время населенного сербами) и передал ему для этого богатые пожертвования. Монастырь был полностью отстроен после недавнего запустения.

Старый Русский монастырь св. Пантелеимона (Старый Русик), откуда братия во второй половине XVIII в. переселилась на побережье. Рисунок Василия Григоровича-Барского. XVIII в.

Старый Русский монастырь св. Пантелеимона (Старый Русик), откуда братия во второй половине XVIII в. переселилась на побережье. Рисунок Василия Григоровича-Барского. XVIII в.

О высоких монашеских добродетелях отца Исаии, о его великой духовной любви к братии говорится в житии старца [10].

Кир Исаия принимал непосредственное участие в примирении Константинополя с Сербской Церковью, бывшей под отлучением. Сербов он «убеждал к уступчивости» Вселенскому Патриарху Филофею, как сказано в источниках [11]. Можно утверждать, что старец был исихастом из числа последователей преподобного Григория Синаита, а также единомышленником Патриарха Филофея, которому «был зело возлюблен» [12]. Старец Исаия как духовный отец упоминается в переписке святогорца кира Силуана со сподвижниками-исихастами [13]. В ближайшем окружении старца Исаии находился преподобный Никодим Тисманский, с ним поддерживал общение святой Евфимий Тырновский — ученик преподобного Феодосия Тырновского, то есть круг валашских и болгарских исихастов [14].

Большинство исследователей отождествляет игумена Исаию с соименным переводчиком на славянский язык творений святого Дионисия Ареопагита [15]. Отмечается также, что кир Исаия в основном следовал принципам дословного перевода, которого держались многие исихасты, в частности преподобный Паисий Величковский [16]. Знаменательно, что творения святого Дионисия в переводе старца Исаии принес на Русь святитель Киприан. Несомненно, кир Исаия поддерживал духовную связь с этим выдающимся исихастом, который также был учеником преподобного Феодосия Тырновского.

При игумене Исаии монахи Пантелеимонова монастыря по исихастской традиции книжности активно переписывали рукописи, занимались переводами на славянский язык. Из книг, написанных в обители, например, известны: Евангелие (третья четверть XIV века, «писал монах Григорий повелением игумена Исаии»), «Книга о постничестве» святителя Василия Великого (конец XIV века, писец — «поп Нил»), служба святому великомученику Пантелеимону (вторая половина XIV века) [17].

Служба св. великомученику Пантелеимону. Вторая половина XIV в. Пантелеимонов монастырь

Служба св. великомученику Пантелеимону. Вторая половина XIV в. Пантелеимонов монастырь

Хотя старец Исаия официально не прославлен в лике святых, он очень почитается, а его житие помещается под 21 августа в ряде житийных сборников (например, в «Афонском русском патерике», подготовленном Институтом Русского Афона, издание 2015 года).

Из сказанного видно, что Русский монастырь уже в XIV веке был монастырем исихастским, возглавлялся исихастами, являлся центром молитвы и духовного просвещения. Практика умного делания полагалась в основу жизни братии и сочеталась со строгим общежительным укладом.

Внутренний строй монастыря в XIV веке, вероятно, напоминал строй монастырей Килифаревского и Свято-Троицкого, возглавлявшихся преподобным Феодосием Тырновским. Обе эти обители, а также богословская и литературная школа при них развивались в Болгарии именно в то время, когда кир Исаия игуменствовал в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Жизнь иноков и воспитанников школы преподобного Феодосия строилась на четких принципах и правилах подвижничества, изложенных в духовном завещании преподобного Феодосия и в других исихастских текстах. Кратко их можно сформулировать так.

Первое — хранить и соблюдать христианские заповеди, и прежде всего «величайшую родовую заповедь» о памяти Божией или, что то же, об умном делании через умную Иисусову молитву. «Память о Боге монах должен иметь вместо дыхания, — наставляют исихасты. — Память о Боге, или умная молитва, выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой добродетелей» [18] и отсекает все душевредное. «Умного делания не оставлять отнюдь» [19]. Имя Господа Иисуса Христа нужно «носить в уме, в сердце и в устах», чтобы с Ним «и дышать, и жить, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и пить» [20].

Заповедь о памяти Божией лежит в основе всего исихастского духовного пути. Она относится к определяющим и основополагающим моментам учения.

К ним же относится важнейший метод духовного делания — внимание, «собирание себя воедино».

Второй принцип — исповедовать и хранить в чистоте веру православную и благочестие.

Третий — помнить о смерти и Страшном суде Христовом.

Четвертый — бороться с греховными страстями через деятельные добродетели, и в первую очередь через послушание, отсечение своей воли, нестяжательность, воздержание, пост, молитвословие, бдение. Послушание — главное условие христианского подвига, «малая и вместе великая и кратчайшая лествица, возводящая к совершенству» [21], по учению исихастов. Истинный послушник должен отсекать свою волю перед старцем, иметь к нему искреннюю веру, не прекословить и не спорить, а также пребывать с другими послушниками во взаимном послушании и единомыслии. Сознанием своей греховности, воздержанием от излишнего сна, пищи и телесного покоя подвизающийся приобретает сокрушение сердечное, без которого невозможно стяжать благодать обожения.

Пятый принцип — необходимо искренне и точно исповедовать каждый день свои помыслы перед духовным руководителем, как перед Самим Богом, а также постоянно мысленно исповедоваться Господу [22].

Шестой принцип — участвовать в жизни Церкви через Таинства церковные, как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин.

Седьмой принцип — «истинствовать в деле и слове» [23], а это значит, прежде всего правильно относиться к словам, от которых человек оправдается или осудится (см.: Мф. 12: 37). Истинствовать — значит не лицемерить, не лукавить, не празднословить, «удаляться клеветы, гнева и ярости, памятозлобия и зависти», как разъясняет преподобный Феодосий Тырновский [24].

Вышеизложенные принципы являются общими для всей исихастской традиции. Безусловно, они лежали в основе внутренней жизни Пантелеимонова монастыря в те периоды, когда там преобладало исихастское направление.

Русский паломник архимандрит Досифей, побывавший на Афоне в конце XIV — начале XV века, говорит о послушании и старчестве, укоренившихся в афонских обителях, о внимательной молитвенной жизни святогорцев. По словам архимандрита, «послушники живут по воле и благословению старца», отличаются добродетелью «повиновения с отсечением своей воли» и «всякий час, сидя, хо­дя, лежа и делая рукоделие» держат молитву Иисусову [25].

Молитвенной жизни способствовало само уединенное положение Пантелеимонова монастыря — Старого Русика.

Старый Русик. Фотография начала 2000-х гг.

Старый Русик. Фотография начала 2000-х гг.

Можно утверждать, что и в начале XIX века, с переходом пантелеимоновской братии (в то время греческой) на новое место, на побережье, исихастский настрой был возрожден в обители вместе с возрождением монашеского общежития и началом возведения нового архитектурного комплекса

 Новый прибрежный Русский Пантелеимонов монастырь c небесным покровителем великомучеником Пантелеимоном и ктиторами обители князем Скарлатом Каллимахом и игуменом Саввой. Литография первой половины XIX в.

Новый прибрежный Русский Пантелеимонов монастырь c небесным покровителем великомучеником Пантелеимоном и ктиторами обители князем Скарлатом Каллимахом и игуменом Саввой. Литография первой половины XIX в.

 Строгим подвижником, известным своими монашескими добродетелями, был игумен старец Савва, строитель и возобновитель Русского Пантелеимонова монастыря в новых условиях. Его преемника по игуменскому служению схиархимандрита Герасима называли хранителем общежительных иноческих уставов. Трудившихся на послушаниях отец Герасим так наставлял: «Кто любит Господа от всего сердца своего, тот может беспрестанно молиться умною молитвой, которой телесные труды не препятствуют, даже еще вспомоществуют» [26].

Игумен Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Герасим

Игумен Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Герасим

Сподвижниками игумена были такие высокодуховные иноки, ученые монахи, как иеросхидиакон Венедикт, схиархимандрит Прокопий (Дендринос), схиархидиакон Иларион.

В братии был молитвенный настрой. Так, священномученик Никита, согласно его житию, подвизался в Пантелеимоновом монастыре, затем удалился на безмолвие и «усовершенствовал себя настолько, что сердце его переполнено было любовию к Искупителю нашему Иисусу Христу и что он по любви к Нему… и сам желал излить свою кровь…» [27] В 1808 году иеромонах Никита прославился мученическим подвигом в городе Серре.

Таким образом, мы видим, труды и подвиги каких выдающихся старцев предваряли деятельность преемников преподобного Паисия Величковского, к которым принадлежал старец-духовник иеросхимонах Иероним. Вступив по приглашению игумена Герасима в обитель, он в течение 45 лет продолжал дело укрепления общежития, упорядочения и организации жизни братии и ее воспитания в духе исихазма на перечисленных выше принципах.

Старец Иероним Афонский

Старец Иероним Афонский

О внутренней жизни пантелеимоновских монахов источники повествуют так.

«Они достигают Царствия Небесного сими тремя добродетелями: постом укрощают плоть свою и страсти… Послушанием искореняют и исторгают страсти, и достигают смирения, и погружаются в смиренномудрие. Молитвою отгоняют всякие мятежные помыслы и соединяются с Самим Богом.

…Во афонских общежительных монастырях братия имеют обычай ежедневно исповедовать свои помыслы и все лукавого прилоги своему пастырю и предводителю, отцу игумену. И имеют к нему такую веру, что все свои помыслы и все прилоги отдают на его рассмотрение и рассуждение: как он скажет, так и делают, и принимают от него советы, яко от Самого Бога, и бывают спокойны. Потому диавол и все его коварства и козни бывают бездейственны и никакой силы не имеют на совершенных послушников.

И по вся часы и минуты тщатся сохранить свою совесть чисту и непорочну как пред Богом, так и пред пастырем, отцом игуменом, и пред всею о Христе братиею… Телом делают и совершают послушание, носят тяготу своего начальника и друг друга; умом же и сердцем всегда беседуют с Богом молитвою и всегда своего возлюбленного и многовожделенного Господа Иисуса Христа внутри себя носят и Им утешаются; и всегда в уме своем с Ним беседуют, глаголя: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!” Сии воины Царя Небесного обои пути монашеского жития проходят — послушание вкупе и безмолвие: послушанием достигают смирения и смиренномудрия; безмолвием же восходят на высочайшую степень любви и бесстрастия.

На послушании разговоров не бывает; а ежели кто, яко человек, что-нибудь и скажет, то иконом тотчас возразит: “Отче, что ты? Или позабыл: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас”…

В общежительных монастырях Святой Афонской Горы братия часто причащаются Святых Таин. В Русском монастыре причащаются каждую седмицу и во все великие праздники…

И в сем еще веке не оставляет Господь рабов Своих, верою и любовию Ему служащих, но посылает им разные утешения и награждает их разными дарами Духа Святого» [28].

О многолетних трудах во славу Божию старца-духовника Иеронима и его ученика игумена схиархимандрита Макария в настоящее время хорошо известно из литературы о них. Это и освящение храмов, и большое строительство в Русском монастыре, и приведение его в полное благоустройство, укрепление общежительного строя, усовершенствование духовно-административной системы, открытие подворий, возрождение метохов, развитие литературной и издательской деятельности, дела благотворительности и милостыни. Всё это, как выше говорилось, привело не только к возрастанию значения Пантелеимоновой обители, но и к развитию особого духовного явления — Русского Афона, повлиявшего на российскую действительность и весь православный мир.

Замечу, что даже некоторые внешние признаки, символы свидетельствуют о том, что Русский Пантелеимонов монастырь — обитель исихастов. Обращу ваше внимание на форму крестов на храмах обители. На них явственно виден исихастский символ — звезда, в центре которой находится круг. Этот символ изображен в средневековой афонской рукописи (опубликована епископом Порфирием (Успенским) в его «Истории Афона» [29]). Надпись гласит: «Диск — любовь, свет — надежда, лучи — вера, всё же — единое сияние и единая светлость».

Кресты на куполах Свято-Пантелеимоновой обители

Кресты на куполах Свято-Пантелеимоновой обители

Обратим внимание на те аспекты, которые преимущественно характеризуют старцев (и в первую очередь отца Иеронима) как выдающихся исихастов, а Русскую обитель — как духовный центр исихазма.

Воспитание братии в исихастском духе. Забота о духовном воспитании вверенной его попечению братии была для отца Иеронима делом первостепенной важности. Братство достигло такого уровня преуспеяния, что его называли «православным обществом, равного которому нет во всем православном мире», «высшим, что есть на Афоне и во всем русском монашестве» [30]. Воспитанник и один из духовных преемников старца Иеронима иеросхимонах Агафодор (Буданов) вспоминал: «Чувствовалось, что люди сии — избранники Божии, призваны на святую жизнь. Особенно иеромонахи держали себя скромно и свято, один вид их производил умиление у посторонних. Божие собрание. Это святое жительство привлекло всю православную Россию к сей обители, и многие стали приезжать и поступать сюда» [31].

Старцы Иероним и Макарий. Современная настенная роспись. Пантелеимонов монастырь

Старцы Иероним и Макарий. Современная настенная роспись. Пантелеимонов монастырь

В процессе воспитания братии отец Иероним основывался на исихастских принципах и применял исихастсткие методы духовного делания. Главными его заповедями было:

  1. «Должно неуклонно всегда умственно взирать к Богу. Стараться по силе возможности угождать Господу как в молитвах, так и в делах». «Не искать на земле ничего, кроме Бога и спасения души», «работать Богу, себе внимать и в богомыслии упражняться» [32].
  2. «При помощи благодати Божией всеми своими силами стараться заниматься умной молитвой». Понуждать себя «постоянно держать Иисусову молитву устами и умом в сердце» [33];
  3. Каждый свой помысл открывать старцу. Без его благословения и совета ничего не делать. Отсекать перед старцем, как образом Господа Иисуса Христа, свою волю и плотское мудрование.

Послушник всё должен делать по благословению, «все повеления и слова» старца «принимать с верою и исполнять, как повеления Божии» [34]. Через это он успешно проходит путь духовного возрастания, он огражден «лучшей оградой во избежание опасности падения в грех или бесовскую прелесть» [35].

Внимательных к своей совести братий отец Иероним во всякое время благословлял приступать ко Святому Причащению с должным приготовлением предварительно [36].

Большое значение в исихастской системе старца Иеронима имеет метод, который способствует утверждению сердечного внимания человека в предметах Божественных. Так, старец сам разъяснял своим духовным чадам смысл тропарей праздников, стихир, наставлял заучивать их наизусть. Как вспоминал отец Агафодор (Буданов), «тем самым он развивал интерес и охоту ко вниманию к словам службы» [37]. По благословению старца Иеронима у иноков, как пишет один из них, практиковалось и такое «умное занятие»: «размышлять о судьбах ветхозаветной и новозаветной Церкви и при всяком событии сокрушать себя, как в великом каноне святого Андрея Критского» [38].

Таким образом, подражая апостолам, монахи весь день пребывали «в молитве и молении» (Деян. 1: 14). Лучшим примером для них был сам отец Иероним. Записи монахов и устное афонское предание содержат множество воспоминаний о силе действия умной молитвы в старце, об изобилии посещавшей его и действовавшей в нем благодати. Были и чудесные случаи. Так, рассказывали, что «один приезжий архимандрит однажды внезапно взошел к отцу Иерониму и тотчас же быстро вернулся от него, ибо испугался, увидев отца Иеронима, стоящего на молитве на воздухе как бы на аршин от пола». Сохранился и такой рассказ: «Как-то один брат, став пред Господом, как раб пред Владыкой, простоял целых шесть часов на одном месте в изумлении и безмолвии, как стоял апостол Павел в созерцании Господа. Брат этот был не кто иной, как сам отец Иероним» [39].

Далее, нужно сказать о школе старчества в Русском Пантелеимоновом монастыре. Преемник преподобного Паисия Величковского и старца Арсения иеросхимонах Иероним, как справедливо указывают его жизнеописатели, стал «основателем русского старчества на Афоне» [40], главой духовной школы, в которой монашеский опыт сохранялся и передавался последующим поколениям иночествующих. (Во многом благодаря письменному духовному наследию старца Иеронима традиция, отчасти прерванная во время последнего запустения Пантелеимонова монастыря второй половины XX века, в настоящее время восстанавливается почитателями памяти старца.)

Под руководством отца Иеронима возрос выдающийся подвижник, игумен Русского монастыря схиархимандрит Макарий.

Игумен Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Макарий

Игумен Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Макарий

Нужно упомянуть другого непосредственного преемника старца Иеронима — духовника иеросхимонаха Агафодора (скончался в 1920 году).

 Иеросхимонах Агафодор

Иеросхимонах Агафодор

 Он, по словам его жизнеописателей, на протяжении 30 лет поддерживал духовные традиции, существовавшие в обители при отцах Иерониме и Макарии, «целенаправленно и последовательно старался передавать своим ученикам духовные навыки, которым его научили выдающиеся старцы» [41]. Отец Агафодор наставлял «неуклонно трудиться в Иисусовой молитве… всеми силами стараться не прерывать ее, ибо она соединяет наш дух с Господом еще здесь, на земле, чтобы так соединившись с Ним, жить вечно в теснейшем общении с Богом» [42]. Отец Агафодор оставил замечательные записки и письма исихастской направленности. Он, схиархимандрит Кирик (Максимов; скончался в 1938 году в Сербии) и преподобный Аристоклий Афонский

Преподобный Аристоклий Афонский.

Преподобный Аристоклий Афонский.

 Схиархимандрит Кирик

Схиархимандрит Кирик

 известны как опытные делатели молитвы и наставники в духовной жизни. Схиархимандрит Кирик поучал «ходить непрестанно в памяти Божией и памяти смертной и тем самым возбуждать помысл бодренный и ревнующий о спасении»: «Храни ум и сердце во всякое время, береги его от всяких пустых мыслей и в чувстве страха Божия и Его непостижимого вездеприсутствия внимательно принуждай себя в покаянном расположении духа к молитве. При помощи Божией храни ум и все обретешь молитвою и спасешься» [43].

Преемниками отца Иеронима можно назвать исихастов преподобного Силуана и схиархимандрита Софрония, воспитывавшихся в обители в спасительной атмосфере благочестия и молитвы, сложившейся при старце.

Были и другие выдающиеся, хотя и менее известные старцы — делатели молитвы Иисусовой. Среди них нужно упомянуть схиархидиакона Лукиана (Роева; скончался в 1916 году), иконописца и художника. После кончины отца Иеронима отец Лукиан 30 лет прожил в затворе на уединенной каливе, держал строгий пост (без вареной пищи), непрестанную Иисусову молитву. Молитвенное правило отца Лукиана было очень велико. Как сообщают, такое же правило исполнял его блаженной памяти старец — иеросхимонах Иероним, когда жил в пустынном уединении [44].

 Схиархидиакон Лукиан

Схиархидиакон Лукиан

Под строгим руководством отца Лукиана некоторое время духовно возрастал иеросхимонах Феодосий Карульский.

Упомянем также схиархимандрита Михаила (Козлова). Ряд исследователей [45] считает его автором «Откровенных рассказов странника» — известнейшей книги исихастской направленности.

Пантелеимоновым монастырем развивалась обширная литературно-издательская и просветительная деятельность. В издаваемых большими тиражами книгах духовного содержания заключалось действенное руководство ко спасению. Большую заслугу монастыря составляет издание пятитомного «Добротолюбия» на русском языке, в переводе святителя Феофана. 16

 Таким образом была продолжена книжная исихастская традиция преподобного Паисия.

Что касается рукописей, переписанных братией для библиотеки и келейного чтения, то среди них особенно много исихастских текстов, записок иноков на духовные темы. «Ответы старца ученику о безмолвии», «О борьбе со страстями», «О преданности воле Божией», «Слово о молитве» — подобные заглавия встречаются весьма часто [46].

И наконец, еще одно важнейшее деяние старца Иеронима.

Он, считая общежитие и отшельничество двумя взаимодополняющими средствами спасения души, заботился о развитии обеих форм монашеской жизни.

В Русском Пантелеимоновом монастыре

В Русском Пантелеимоновом монастыре

 Старец не только находился в духовном общении с пустынниками-исихастами, всемерно помогал им, давал приют на землях обители — он превратил Русский монастырь с подчиненными ему келлиями в единую духовно и административно структуру: при старце и после его кончины монастырские пустынные келлии не отдавались в аренду, но населялись своими братиями, получившими благословение на уединенное жительство, и пустынниками, тесно связанными с обителью, сплоченными с ее братией в духовную монашескую семью [47].

Исследователи утверждают, что отцу Иерониму таким образом «удалось практически преодолеть кажущееся, особенно для русского сознания, противоречие между общежительным и отшельническим образом жизни» [48].

В заключение должен заметить, что тема исихастского преемства в Ново-Афонском монастыре — отдельная обширная тема. С Божией помощью она будет рассмотрена в готовящейся в настоящее время книге, посвященной истории и духовной жизни этой обители.

  1. Сергий Четвериков, протоиер. Молдавский старец Паисий (Величковский) // https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetverikov/moldavskij-starets-paisij-velichkovskij/5.
  2. Парфений (Аггев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле: В 4 ч. М., 1855. Ч. 4. С. 198—199.
  3. Там же. С. 199.
  4. Там же. С. 205.
  5. Там же.
  6. Там же. С. 207, 210.
  7. Там же. С. 209.
  8. Там же. С. 219.
  9. См.: Акты Русского на св. Афоне монастыря св. вмч. и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. С. 354.
  10. См.: Афонский патерик: В 2 ч. М., 1897. Ч. 2. С. 472.
  11. См.: Там же. С. 474.
  12. Там же. С. 476.
  13. См.: Богдановиħ Д. Епитолиjе кир-Силуанове // Зборник филозофског факултета ун-та. Београд, 1979. Књ. 14. С. 198.
  14. См.: Jустин (Поповиħ), архим. Житиjе преподобног Никодима Тисманског // Житиjа светих за децембар. Београд, 1977. С. 758.
  15. См., например: Гаврюшина Л. К., Турилов А. А. Исаия // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 27. С. 141—144.
  16. См.: Научное достоинство славянского и русского переводов творений преп. Григория Синаита // Григорий Синаит, преп. Творения / Пер. с греч., примеч. и послесл. еп. Вениамина (Милова). М., 1999. С. 150.
  17. См.: История Русского Св.-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 172.
  18. Григорий Синаит, преп. Творения. С. 12, 97, 124.
  19. 19. Житие, или Жизнь, преподобнаго Феодосия, иже в Тырнове постничавшаго, ученика суще блаженнаго Григория Синаита. Списано Святейшим Патриархом Константина града кир Каллистом // ЧОИДР. 1860. Материалы славянские. Кн. 1. Разд. 3. Л. 11.
  20. Добротолюбие. М., 1889. Т. 5. С. 314.
  21. Григорий Синаит, преп. Творения. С. 60.
  22. См.: Там же. С. 115.
  23. 23. Добротолюбие. С. 318.
  24. Житие, или Жизнь, преподобнаго Феодосия… Л. 11.
  25. История Русского Св.-Пантелеимонова… С. 174—175.
  26. Парфений (Аггеев), инок. Сказание о странствии… С. 262.
  27. Афонский патерик. Ч. 1. С. 305.
  28. Парфений (Аггеев), инок. Сказание о странствии… С. 184—190.
  29. См.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона: В 2 т. М., 2007. Т. 2. С. 10.
  30. Письмо П. Б. Мансурова к Ф. Д. Самарину от 5 октября 1888 года // ОР РГБ.Ф. 265, карт. 193, ед. хр. 12, л. 51, 60.
  31. Афонский церковный календарь. 2012. С. 48.
  32. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария / Авт.-сост. иером. Иоаким (Сабельников). М., 2001. С. 382, 520, 544.
  33. Там же. С. 360
  34. 34. Правила для иноков // Великая стража. С. 519.
  35. 35. Афонский церковный календарь. С. 33.
  36. См.: Арсений (Святогорский), мон. Старец-духовник иеросхимонах Иероним Афонский: Жизнеописание, духовное руководство, учение. М., 2015. С. 80.
  37. Там же. С. 75.
  38. Великая стража. С. 75.
  39. Там же. С. 329, 331.
  40. Русский афонский отечник XIX—XX вв. Св. Гора Афон, 2012. С. 95.
  41. Там же. С. 220.
  42. Там же. С. 223.
  43. Кирик Афонский, схиархим. Иноческие поучения. https://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Afonskij/inocheskie-pouchenija.
  44. См.: Русский афонский отечник… С. 298.
  45. См.: Искатель непрестанной молитвы, или Откровенный рассказ странника духовному своему отцу / Изд. подгот. свящ. Георгий Павлович. М., 2014.
  46. Каталог рукописей, печатных книг и архивных материалов Русского Св.-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Св. Гора Афон, 2013. Ч. 1. Славяно-русские рукописи, хранящиеся в библиотеке и архиве монастыря.
  47. Русский афонский отечник… С. 84—87.
  48. Там же. С. 85.

 

Автор:
Игумен Петр (Пиголь)

Добавить комментарий