Новый Русик. Старцы Иероним и Макарий

Лекция 3. Новый Русик. Старцы Иероним и Макарий

Старцы Иероним и Макарий. Современная настенная роспись. Пантелеимонов монастырь

Старцы Иероним и Макарий. Современная настенная роспись. Пантелеимонов монастырь

В прошлый раз мы остановились на том, что греческие старцы Русской Пантелеимоновой обители, построенной заново на новом месте, решили пригласить в нее русских. Старцы надеялись на помощь из России в поддержании обители, которая на Афоне считалась самой бедной. Но прежде всего старцы надеялись на заступничество великомученика Пантелеимона, который сам неоднократно чудесным образом открывал, что желает видеть снова в своем монастыре русских.

 Древняя икона великомученика Пантелеимона из Старого Русика, написанная на каменной плите

Древняя икона великомученика Пантелеимона из Старого Русика, написанная на каменной плите

Первый опыт вселения в обитель русских монахов состоялся в 1835 году. Он оказался неудачным. Монахи эти были из числа русских афонских келлиотов. Они привыкли к нестрогой жизни с собственным распорядком и не смогли встроиться в духовную систему строгого («прекрасного», как говорили на Афоне) общежития, которое с 1803 года существовало в Новом Русике. Киновиальная жизнь Русика проходила в бденных многочасовых церковных службах, в беспрекословном подчинении (послушании) игумену и старцам духовным с отсечением своей воли, в несении работ по послушанию.

 Русский монастырь в первой половине XIX в. Литография

Русский монастырь в первой половине XIX в. Литография

Ежедневно исповедовали помыслы духовнику. Причащались не реже чем раз в неделю. В келлиях не имели пищи и личного имущества, кроме разрешенного игуменом и выданного обителью. Держали строгую аскезу, молитву. Русские монахи с восхищением рассказывали, что пантелеимоновские греки «нощию никогда не раздеваются, но в подрясниках и камилавках спят; многие не ложатся, но сидя спят. На послушании никогда не разговаривают, но в молчании свое дело исполняют. Часто из уст их слышатся сии слова: Кирие Иису Христе, Ие Феу, елейсон имас, т. е. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».

При материальных трудностях и строгой дисциплине в небольшом братстве уныния не было. В обители царили братская любовь, взаимное послушание, мир. А игумен Герасим, сам с любовью подчинявшийся своему старцу — отцу Венедикту, был любящим отцом своим духовным чадам.

 Игумен схиархимандрит Герасим. Литография 1860-х гг.

Игумен схиархимандрит Герасим. Литография 1860-х гг.

Русские рассказывали, что пантелеимоновские отцы «сединами украшены, а сами всегда веселы, только очи наполнены слез. Младые же весьма кротки, смиренны, молчаливы и всякое дело творят без лености, со старанием. Хощет всякий поработать за брата своего, и каждый печется о брате своем».

В 1839 году в Пантелеимонов монастырь снова вселилась небольшая группа русских монахов. Они жили в Ильинском скиту и были оттуда изгнаны во время раздоров в братстве. В Пантелеимоновом монастыре они составили отдельную, до некоторой степени автономную общину. При общем руководстве отца Герасима русских окормлял их духовник иеросхимонах Павел.

В Пантелеимоновом монастыре

В Пантелеимоновом монастыре

Не успели бывшие скитяне влиться в русиковское общежитие, как иеросхимонах Павел умер. Чтобы исполнить наказ великомученика Пантелеимона, прочно утвердить и увеличить русскую общину в монастыре, отец Герасим стал искать нового руководителя для русской братии — монаха опытного в духовном подвиге и одновременно способного к практической деятельности.

В то время на Святой Горе русских было весьма немного, менее 100 человек, они жили в основном пустынниками на келлиях. Из их числа своими личными качествами, необычайным умом и духовными дарованиями выделялся монах Иоанникий (Соломенцов), 34-летнего возраста. Он подвизался с двумя послушниками в пустынном безмолвии на келлии пророка Илии (монастыря Ставроникиты). Стяжал непрестанную молитву. Многие духовные дарования он приобрел еще в юности, в России, имел дар духовного рассуждения. Как и все русские келлиоты, находился в духовном подчинении известному старцу иеросхимонаху Арсению, который в то время был общим наставником всех русских афонцев.

Старец иеросхимонах Арсений. Литография

Старец иеросхимонах Арсений. Литография

Монаха Иоанникия греки стали настойчиво просить перейти к ним в общежитие со своими учениками. Отец Иоанникий желал остаться в пустыне, но исполнил повеление старца Арсения. Знаменательны слова отца Арсения, сказанные ученику: «Иди в общежитие в Русик. Тебе подобает устроить Русскую обитель, и тобою она прославится. Там Бог хочет сотворить нечто дивное».

Осенью 1840 года отец Иоанникий перешел в Русский монастырь с двумя своими учениками, Парфением и Митрофаном. (Иеросхимонах Парфений впоследствии в России стал миссионером, игуменом монастыря. Написал замечательную книгу «Сказание о странствии и путешествии», которую Константин Леонтьев считал литературным шедевром.) Вскоре отец Иоанникий был рукоположен в священный сан и пострижен в схиму с именем Иероним. Стал духовником и руководителем русской братии Пантелеимонова монастыря.

Иеросхимонах Иероним. 1850-е гг.

Иеросхимонах Иероним. 1850-е гг.

Он стал и главным помощником игумена Герасима во всех обительских делах, главным инициатором и исполнителем дел по возрождению обители. Отличное знание греческого языка помогало отцу Иерониму.

Основное внимание он сосредоточил на духовном воспитании русской братии в монашеских общежительных добродетелях. Сам был для братии лучшим примером. Отец духовник бдительно следил за соблюдением обительских порядков, исполнением послушаний, за неопустительным присутствием монахов на богослужениях, воспитывал в них внимание к молитве. Братия рассказывали, что он всегда разъяснял им слова церковных молитвословий, поучал в беседах.

 Покровский храм Пантелеимонова монастыря, который был соборным храмом русской братии

Покровский храм Пантелеимонова монастыря, который был соборным храмом русской братии

Отец Иероним неустанно наставлял о послушании, откровении помыслов старцам, смирении, нестяжательности, а также о «боголюбезном братолюбии разных племен». И это было особенно актуально и важно в многонациональном братстве. Отец Иероним уделял внимание каждому из братии, двери его келлии всегда были открыты, как рассказывают.

Рассказывают, что видели отца Иеронима на молитве стоящим «на воздухе как бы на аршин от пола». Что одним своим взглядом он мог моментально умирить и успокоить препиравшихся между собой, одним словом мог утешить скорбевших.

 Старец Иероним

Старец Иероним

Говорили также, что старец знал глубины сердца человеческого, что его устами вещает Сам Бог и что на земле нет ни одной премудрости, которой Премудрость Божия не наделила бы щедро Своего угодника иеросхимонаха Иеронима.

Но больше всего рассказов о необыкновенной вере старца в Промысл Божий, о всецелой его преданности воле Божией, о вере и любви к Божией Матери и святым — небесным покровителям обители. И действительно, благословение Божие, заступничество Божией Матери и святого Пантелеимона Русской обители было явлено многими чудесами: благодатной помощью в строительстве, в обеспечении братии продовольствием и всем необходимым и т. д. Чудесные случаи участились в то время, когда отец Иероним приступил к трудам по благоустроению обители.

Русская обитель в середине XIX в. Литография. Первые постройки русских насельников — храм святителя Митрофана Воронежского и Покровский корпус с соборным храмом

Русская обитель в середине XIX в. Литография. Первые постройки русских насельников — храм святителя Митрофана Воронежского и Покровский корпус с соборным храмом

Отец духовник заботился о каждодневном благолепном совершении служб на славянском языке, частом причащении, о налаживании богослужебной жизни русской братии. Для этого было необходимо построить соборный храм для русских. К тому же требовалось довершить строительство и благоукрашение других храмов и зданий обители, начатое и не завершенное греками.

Заботился русский старец и о материальном довольстве всей братии. При относительном материальном благополучии монахи успешнее могли подвизаться в многолюдном общежитии, не отвлекая внимания на усиленные заботы о насущном хлебе.

Постепенно общежитие Русика становилось всё более многолюдным. Братия, и не только русская, прибывала. Иноков привлекало обилие благодати, присущей этому святому месту, привлекала высокая духовная жизнь общежития под управлением богомудрых старцев Герасима и Иеронима, их отеческие любовь и душепопечение. Начинался расцвет Пантелеимонова монастыря.

Пантелеимоновская братия трудится на общем послушании. Начало ХХ в.

Пантелеимоновская братия трудится на общем послушании. Начало ХХ в.

Отец Иероним был духовником и старцем многих святогорцев — келлиотов, каливитов-пустынников и нищих сиромах. Он знал великих молитвенников, укрывавшихся в дебрях Афона. В свое время он сам подвизался с ними и учился у них молитве.

Для того чтобы поправить материальное положение обители, а также помочь своим чадам пустынным, отец Иероним обратился с просительными письмами в Россию, в том числе к Государю и российскому правительству. В 1841 году, после полуторавекового перерыва, пантелеимоновские монахи по письму, посланному отцами Герасимом и Иеронимом, получили новую «жалованную грамоту» — высочайшее дозволение на сбор пожертвований в России.

 Одно из первых просительных писем в Россию с подписями игумена Герасима, духовника Иеронима и старшей братии

Одно из первых просительных писем в Россию с подписями игумена Герасима, духовника Иеронима и старшей братии

Переписка велась и с простыми русскими православнымы людьми. Монахи повествовали о своей обители и ее неотложных нуждах, просили о помощи, возносили молитвы о своих благодетелях — и находили отклик. В обитель начала поступать милостыня и просьбы о поминовении, о святых молитвах. Отец Иероним отвечал в письмах лично, давал духовные советы, помогавшие людям. С благодарностью они присылали новые пожертвования — обитель благоукрашалась, отстраивалась.

В 1852 году построили большой корпус келлий для русской братии. Покровский соборный храм, расположенный в нем, освятили в январе 1853 года. Ранее был построен храм святителя Митрофана Воронежского.

Покровский корпус; храмы Успенский и святителя Митрофана

Покровский корпус; храмы Успенский и святителя Митрофана

Из России благодетелями был прислан иконостас для Пантелеимоновского собора, иконы двунадесятых праздников.

Восстановили и построили заново многие малые храмы — параклисы. В них в афонских монастырях совершаются ранние литургии «ради поминовения имен». (Имен в Русской обители, как свидетельствуют, поминали ежедневно до ста тысяч.) Соорудили корпуса и здания для необходимых монастырских служб, для библиотеки и разнообразных мастерских, в том числе иконописной, фотографической и литографической.

 Монастырская трапезная

Монастырская трапезная

 Иконописная мастерская

Иконописная мастерская

Началось восстановление Старого Русика, многочисленных разрушенных келлий, издревле принадлежавших Русскому монастырю. Восстанавливались заброшенные афонские и внеафонские монастырские владения, метохи, хозяйственные хутора. Были уплачены многотысячные обительские долги.

Нужно обратить внимание на то, что Пантелеимонов монастырь при старце Иерониме и его духовных преемниках — игуменах Макарии, Андрее, Нифонте, Мисаиле и бывших после них — келлии свои и Старый Русик никому не сдавал в аренду, как это делали все остальные афонские монастыри. Пантелеимоновские келлии всегда населяла своя братия — подвижники из числа преуспевших, которые получили благословение на безмолвие, и пустынники, тесно связанные с обителью. Таким образом, монастырь и его подразделения составляли духовно и административно единую структуру. В ней успешно, с пользой для многих душ сочетались разные виды афонского подвижничества.

 Восстановление Старого Русика.

Восстановление Старого Русика.

 Метох Крумица. 2010-е гг.

Метох Крумица. 2010-е гг.

Принимая пожертвования, Пантелеимонов монастырь со своей стороны вел благотворительную деятельность. Отец Иероним лично руководил раздачей пособия неимущим афонцам. Самым бедным русским отшельникам обитель выделила большой участок земли для поселения, была основана пустынь Новая Фиваида. Отец Иероним составил для нее устав внутренней жизни. Фиваидские пустынники, до 150 человек, подвизались при материальной помощи и общем духовном руководстве из своего духовного центра — Пантелеимонова монастыря.

Новая Фиваида находится вблизи границы Афона. Отшельники селились и поблизости от монастыря. Им для поселения отвели гористую местность, прилегающую к обители с северной стороны. Это место, по свидетельствам, называли «Русской Карулей».

 Новая Фиваида. 2012 г.

Новая Фиваида. 2012 г.

Отец Иероним оказывал поддержку многим афонским подвижникам. Так, преподобный Иларион, старец-грузин (прославлен Грузинской Православной Церковью), жил и скончался при Русской обители, на уединенной Георгиевской келлии, восстановленной специально для него.

Монастырь благотворил также различным обителям на Балканах и в России, жителям окрестной Македонии. Все направления благотворительной деятельности, учрежденной отцом Иеронимом, перечислить трудно.

Но вот что примечательно и на что сам старец впоследствии обращал внимание в своем духовном завещании. Дела милосердия начались еще в то время, когда обитель сама была в бедности. Этой самоотверженностью, желанием поделиться «последним своим хлебом» и в целом соблюдением «заповедей Божиих общежительных», как указывал отец Иероним, братия стяжала милость от Господа, Который «ущедрил обитель».

 Пантелеимонова обитель на литографии 1860-х гг.

Пантелеимонова обитель на литографии 1860-х гг.

Известность монастыря росла, крепло духовное влияние Афона в России. Многие благочестивые паломники устремились на Афон, в Русский монастырь (особенно когда завершилась Крымская война 1854—1856 годов).

Монастырь постарался открыть подворья в Константинополе и в Одессе, что делалось в основном в помощь паломникам ко святым местам Православного Востока. На подворьях и в самой обители паломники находили приют, заботу. Некоторые оставались в монастыре и поступали в братию.

Из таких паломников был богатый тульский купеческий сын, потомственный почетный гражданин Михаил Сушкин. Он прибыл в Пантелеимонов монастырь в 1851 году, заболел «к смерти» и принял в Русском монастыре схиму с именем Макарий. Стал самым близким учеником и помощником старца Иеронима, а его родственники — крупнейшими благодетелями обители.

Схиархимандрит Макарий. Конец 1860-х гг.

Схиархимандрит Макарий. Конец 1860-х гг.

В 1874—1875 годах мирный ход созидательной жизни в Пантелеимоновом монастыре был нарушен, общежительный строй значительно поколебался в результате национальной распри. Распря имела глубокую духовную причину — греческая и русская братия по-разному понимали суть монашеского общежития.

Греческие монахи желали небольшой иноческой общиной спокойно жить в афонском уединении. Искали «своей пользы». Отцу Иерониму, как он сам говорил, через определенные обстоятельства Господь указал искать не своей пользы, но пользы ближних. А ближними для него были не только пантелеимоновские братия, но и все афонцы, и вся православная Россия. Все, ищущие спасения. Отсюда его стремление к разнообразной деятельности «на пользу многих душ и отечества».

Афонская Пантелеимоновская часовня в Москве. Фотография 1880-х гг.

Афонская Пантелеимоновская часовня в Москве. Фотография 1880-х гг.

 В том числе и на пользу братий-греков. Греки не разделяли его стремлений, масштаб обительской деятельности вызывал у них непонимание и опасения. Возникла распря, которая приняла национальную окраску. Игумену Герасиму было больше 100 лет, он болел, и последние дни его жизни омрачились нестроениями.

По его кончине, в 1875 году, игуменом Русского Пантелеимонова монастыря стал отец Макарий. Он был великим подвижником, как и его духовный отец. Неустанно поучал иноков словом и делом. В храме, в трапезной — везде он был вместе с братией. Каждый день служил Божественную литургию. Он и скончался, едва закончив церковную службу. Это случилось в 1889 году.

 Игумен схиархимандрит Макарий в конце 1880-х гг.

Игумен схиархимандрит Макарий в конце 1880-х гг.

Отношения между отцом Макарием и отцом Иеронимом удивительны и назидательны. Отец Макарий, уже будучи почитаемым старцем и «игуменом русских святогорцев», всецело сохранял послушание своему великому учителю. И оба они всегда оставались единодушны и согласны.

По мере поступления в братию способных иноков деятельность обители постоянно расширялась. Книгоиздательство было начато отцом Иеронимом в 1850-х годах, а к концу его жизни, в 1880-х, душеполезные издания и листки раздавались паломникам и рассылались по России многотысячными тиражами.

Монастырь стал возродителем исихастских традиций прежнего Нагорного Русика в деле духовного просвещения и развития традиций книжности.

Некоторые издания Пантелеимонова монастыря

Некоторые издания Пантелеимонова монастыря

Новым Русиком было издано множество ценных, известных и в настоящее время книг. Среди них «Афонский патерик», «Вышний покров над Афоном», «Добротолюбие» в 5 томах в переводе святителя Феофана Затворника, творения святителя Феофана, «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы», «Письма Святогорца к друзьям своим», «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, журнал «Душеполезные размышления» (с 1888 года — «Душеполезный собеседник») и многое другое. Большую научную ценность составляет издание древних документов Русика, осуществленное в 1873 году. В XIX веке из числа русских пантелеимоновцев большую известность приобрел духовный писатель иеросхимонах Сергий (Веснин), автор вышеупомянутых «Писем Святогорца».

 Иеросхимонах Сергий Святогорец

Иеросхимонах Сергий Святогорец

Открытие подворий в городах России (самые большие из них — в Москве (с Пантелеимоновской часовней), Одессе, новоафонское в Петербурге) также служило на пользу многих душ, к распространению афонских духовных традиций, развитию просветительной деятельности.

В Россию привозились святыни Пантелеимонова монастыря, частицы святых мощей, иконы. Некоторые иконы, присланные в Россию, прославились великими чудотворениями. Чудотворными были иконы Матери Божией — «Скоропослушница» в московской Пантелеимоновской часовне, «Избавительница» на Новом Афоне.

Икона Матери Божией «Скоропослушница». Афонская Пантелеимоновская часовня в Москве. Фотография 1890-х гг.

Икона Матери Божией «Скоропослушница». Афонская Пантелеимоновская часовня в Москве. Фотография 1890-х гг.

Множество чудес произошло от частицы святых мощей великомученика Пантелеимона, привезенной в Россию еще в 1862 году. (Ковчег с частицей мощей святого Пантелеимона и прочими афонским святынями сейчас находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках, перенесен туда из Афонской часовни, разрушенной в 1930-х годах. Там же пребывает и чудотворная икона «Скоропослушница».)

В самом Пантелеимоновом монастыре пребывает множество святынь. Честная глава великомученика Пантелеимона, части Животворящего Древа Креста Господня, частицы мощей святых угодников Божиих: святого Иоанна Предтечи, апостолов, святителей, великомучеников, мучеников, преподобных, бессребреников; часть десницы святого праведного Иоанна Русского. Множество частиц святых мощей собрано в обитель при отце Иерониме.

В монастыре много чудотворных икон. Через них обитель постоянно получала чудесную помощь Свыше. История многие почитаемых в обители икон связана с жизнью старца Иеронима.

 Иерусалимская икона Божией Матери

Иерусалимская икона Божией Матери

Иерусалимская икона Божией Матери. Находится в Покровском храме над святыми вратами. Она была прислана из России, когда строился Покровский храм. Через эту икону Матерь Божия много раз являла покровительство обители — и при сооружении Покровского храма, и в годы Крымской войны, при высадке на Афоне греческих повстанцев и турецких войск.

Перед кончиной старца, 14 ноября 1885 года, когда понесли к нему Иерусалимскую икону, чтобы он мог к ней приложиться, братия увидели величественную Жену, прошествовавшую через храм.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Икона Покрова Пресвятой Богородицы из Покровского храма. С ней также связаны явления Матери Божией в обители. Видевший Пресвятую Богородицу старец Иероним рассказывал: «На праздник Покрова 1863 года, во время бдения, Матерь Божия была в нашем соборе и во все время величания Ее стояла при местной иконе Покрова. Она держала омофор радужного цвета, усыпанный золотыми крестиками. Владычица внимала прославлению Ее и молитвам и, конечно, Сама молилась о величающих Ее и молящихся к Ней».

 Икона Успения Пресвятой Богородицы

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Икона Успения Пресвятой Богородицы. Копия чудотворной иконы Киево-Печерской лавры. В 1857 году от нее произошло чудо исцеления отца Иеронима, находившегося в тяжкой болезни.

Икона Святой Троицы

Икона Святой Троицы

Икона Святой Троицы. Ею старец Иероним в 1882 году благословил игумена Макария с братией. Икона находится в алтаре Покровского собора, на горнем месте.

Икона великомученика Пантелеимона в соборном храме обители

Икона великомученика Пантелеимона в соборном храме обители

Чудотворная икона великомученика Пантелеимона из Пантелеимоновского собора. От нее многие из братий и поклонников получили исцеление. Русская братия ощущала от нее чудодейственную помощь во время греко-русских неурядиц в монастыре. Великомученик Пантелеимон, как выше говорилось, во все времена благоволил к русским монахам своей обители.

Икона Матери Божией «Избавительница». Фотография 1869 г.

Икона Матери Божией «Избавительница». Фотография 1869 г.

Чудотворная икона Матери Божией «Избавительница». Она была послана в 1889 году на Новый Афон в благословение обители. В первый раз святая икона прославилась в 1840-х годах, когда от нее произошло чудо избавления полей от саранчи и многие исцеления. Это было в Греции, куда один из старцев Пантелеимоновой обители приносил святую икону. В Пантелеимоновом монастыре икона очень почиталась, и ей установили празднование 4 апреля в память избавления от смертельной опасности царя Александра II во время покушения на него 4 апреля 1866 года.

Чудесные исцеления происходили от иконы и на Новом Афоне. Там празднование ей совершалось 17 октября, и эта дата была установлена также в память избавления царственных особ — царя Александра III с семейством во время крушения поезда 17 октября 1888 года.

Общежительные традиции Пантелеимонова монастыря и дело православного просвещения продолжил Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, основанный в 1875 году в Абхазии русской пантелеимоновской братией.

 Ново-Афонский монастырь

Ново-Афонский монастырь

За короткое время новая обитель при поддержке обители-матери стала центром православия всего Юга России. Ее настоятели — иеромонах Арсений (Минин), игумены Иерон (Носов) и Иларион (Кучин) были близкими учениками отца Иеронима. Обитель прославилась благолепным совершением служб по афонскому уставу, благочестием братии. Отличалась хорошо налаженным хозяйством, прекрасным архитектурным комплексом. При ней осуществлялись просвещение абхазских детей, обучение их в монастырской школе, разнообразная помощь окрестному населению и храмам Абхазии.

Новоафонские настоятели — иеромонах Арсений и игумен иеросхимонах Иерон

Новоафонские настоятели — иеромонах Арсений и игумен иеросхимонах Иерон

Все труды старца Иеронима, все деяния его учеников, как я выше сказал, были направлены на спасение души, на «пользу многих душ и отечества», по словам самого старца. Его духовное попечение распространялось не только на Русский монастырь и на афонскую братию, но и на всех православных в России и в других местах. Всех ищущих спасения он стремился объединить вокруг своей обители, как вокруг истинного духовного центра.

В самой обители к концу жизни старца Иеронима собралось более 800 человек братии, а на Афоне русских иноков насчитывалось до 5 тысяч.

Ученики и духовные преемники отцов Иеронима и Макария — игумены Пантелеимонова монастыря схиархимандриты Андрей, Нифонт, Мисаил

Ученики и духовные преемники отцов Иеронима и Макария — игумены Пантелеимонова монастыря схиархимандриты Андрей, Нифонт, Мисаил

Русскую пантелеимоновскую братию очевидцы называли «православным обществом, равного кото­рому нет во всем мире», «высшим, что есть на Афоне и во всем русском монашестве». Говорили об «общем светлом настроении братии». «Русик — лучший монастырь на Афоне по своему внутреннему строю» — это слова государственного деятеля С. В. Керского.

Обитель посещали царственные гости — великие князья Константин Николаевич и Алексей Александрович. Два раза приезжал в обитель ее друг и благодетель российский посол в Константинополе Н. П. Игнатьев и другие высокопоставленные лица.

 Великий князь Алексей Александрович со свитой и с отцами Иеронимом и Макарием в Пантелеимоновом монастыре. 1867 г.

Великий князь Алексей Александрович со свитой и с отцами Иеронимом и Макарием в Пантелеимоновом монастыре. 1867 г.

Пантелеимонов монастырь при старцах Иерониме и Макарии оказывал поддержку русским скитам — Андреевскому и Ильинскому, русским келлиотам, жившим на келлиях греческих монастырей, помогал в решении некоторых вопросов афонским кириархическим монастырям греческим и славянским (например, ходатайствовал о дозволении сбора в России и т. д.).

Очевидно, что тысячелетнее русское афонское монашество, угасшее почти полностью в первой половине XVIII века, в конце столетия XIX возродилось и процвело благодаря деятельности наших блаженной памяти старцев.

Отец Иероним был одарен Духом Святым всесторонне. Он был прекрасным духовным писателем. Его келейные записки — назидательные рассказы о подвижничестве и старческом руководстве — начали публиковаться еще при его жизни. Замечательным творением старца стал русско-греческий словарь в помощь братии и паломникам.

 Труды отца Иеронима, изданные при его жизни и в начале XX в.

Труды отца Иеронима, изданные при его жизни и в начале XX в.

Но особую значимость имели и имеют главные его творения — духовное завещание и «Устав Русского на Афоне святого великомученика и целителя Пантелеимона общежительного монастыря». В них отец Иероним излагает святоотеческие правила совершенного общежития, в основание которого положено старческое руководство и послушание, и наставляет о том, как общежитие можно сохранить до скончания века. В сохранении общежития, старчества, послушания отец Иероним видит «пользу многих душ» и залог процветания Русского Пантелеимонова монастыря и любой православной обители. «Паче всего храните старчество, ибо оно устроено примером Самого Господа нашего Иисуса Христа. Без старчества совершенное общежитие не может быть… И оно есть основание нашего монашеского жития», — призывает отец Иероним.

 Старец-духовник иеросхимонах Иероним

Старец-духовник иеросхимонах Иероним

Отец Иероним полвека прожил на Афоне, 45 лет был духовником и старцем братии Русского монастыря. Скончался 14/27 ноября 1885 года. Как в жизни он прославился многими духовными дарованиями, так и по смерти неоднократно являлся чудесным образом, «предстательствовал пред Богом за собранную им в обители братию».

Отец Макарий пережил отца Иеронима менее чем на четыре года и передал обитель своему преемнику игумену Андрею в состоянии всестороннего расцвета, который продолжался еще долго, покуда духовные наследники старца Иеронима держали его предание.

Во время первой мировой войны и особенно в революционное время связь Афона с Россией прервалась. Русское иночество Пантелеимонова монастыря снова было на грани исчезновения. И хотя Промыслом Божиим обитель в то время окончательно не запустела, духовная традиция отцов Иеронима и Макария в значительной степени, если не полностью, пресеклась. Но по воле Божией богомудрый, прозорливый старец Иероним позаботился письменно изложить свои наставления, свое отеческое духовное наследие. Оно сохранилось, теперь издается и переиздается, осмысляется, воспринимается и принимается к действию афонским монашеством.

 В Пантелеимоновой обители

В Пантелеимоновой обители

В настоящее время старцы Иероним и Макарий всё больше почитаются. В Пантелеимоновом монастыре и на Новом Афоне идет активное восстановление храмов и зданий. И потому есть надежда, что снова наступит духовное возрождение этих важнейших для Православия обителей.

Итак, мы рассмотрели, хотя и в самых общих чертах, историю русского иночества на Афоне. Вернее, его главного средоточия и духовного центра — Свято-Пантелеимонова монастыря. Мы увидели, что в каждый период своей истории обитель испытывала расцвет, и всегда он был связан с исихастским настроем в братии, единодушием о Христе, сохранением твердого общежительного порядка, старческой традиции, стоянием в истине и отеческом предании. Последний взлет, высокий духовный подъем был в XIX веке и в начале XX столетия при старцах Иерониме и Макарии и их непосредственных преемниках.

Автор:
Игумен Петр (Пиголь)

Добавить комментарий