Общие сведения по истории Афона и о жизни его монашества

Святая Гора Афон

Святая Гора Афон

Лекция 1. Общие сведения по истории Афона и о жизни его монашества.

О великом значении Афона для православного мира сказано много. Особенно примечательны слова митрополита Антония (Храповицкого): «Афон детоводит вселенную». Афон называют хранилищем предания церковного и школой подвижничества, в которой существовали все виды монашеского аскетизма и процвело молитвенное делание.

Афон или Святая Гора — особая монашеская страна, территория, населенная православными монахами.

Карта Афонского полуострова

Карта Афонского полуострова 1835 г.

Составляла особую, «отданную монахам для обитания», область Византийского государства и, после турецкого завоевания, Османской империи. Сейчас привилегированный, самоуправляющийся регион в составе Греческой республики. В каноническом отношении Афон находится в ведении Константинопольского Патриархата, а в отношении внутренней жизни насельников и духовно-административного управления обителями всегда имел «древнюю монашескую свободу».

Вершина Афона

Вершина Афона

Монашеское «государство» расположено на полуострове Афон, являющемся восточной оконечностью полуострова Халкидики и выдающемся на 60 километров в Эгейское море (иначе Архипелаг).

Полуостров заканчивается довольно высокой вершиной, или, как говорят на Афоне, шпилем. Его высота 2033 метров над уровнем моря. На вершине — храм в честь Преображения Господня и большой крест.

Из русских церковных историков особенно большое внимание Афону уделил епископ Порфирий (Успенский). Владыка Порфирий пишет, что этимология слова «Афон» или «Афос» не ясна, его происхождение теряется в глубокой древности. А название «Святая Гора» говорит само за себя. Афон получил его за богоугодную жизнь и святость множества своих насельников. Царь Константин Мономах в XI веке грамотой узаконил это название.

Образ «Собор афонских святых»

Образ «Собор афонских святых»

В «Похвальном слове афонским святым отцам» преподобного Никодима Святогорца говорится, что они «исполниша проречение Богоматернее, яко Гора сия свята будет, сии бо освятиша ю и чудесну показаша своим богоугодным житием и имениту во всем мире сотвориша».

Афон называют также Садом Пресвятой Богородицы и Ее земным уделом и жребием. По церковному преданию, Пресвятая Богородица, направляясь на Кипр, пристала к берегу Афона, который в то время был населен язычниками. Божия Матерь проповедала там христианство и дала Афону Свои особые обетования:

Прибытие Божией Матери к берегам Афона. Литография

Прибытие Божией Матери к берегам Афона. Литография

«Сие место буди Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением, сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего. Потребная же к жизни на земли благая будут им с малым трудом изобильно, и жизнь небесная им уготовится, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Аз же буду Заступница месту сему и к Богу о нем теплая Ходатаица».

 Икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афонской». XIX в. Пантелеимонов монастырь

Икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афонской». XIX в. Пантелеимонов монастырь

Исторических письменных свидетельств об афонской жизни первых веков христианства известно мало, но существуют многочисленные предания. Они говорят, что христианство утвердилось на Афоне при равноапостольном царе Константине Великом в начале IV века; возникли скоро и иноческие обители. Есть предание, что святой Константин, задумав строительство новой столицы Римской империи, остановил свой выбор на Афонском полуострове, но отменил решение, когда узнал, что место это назначено Богородицей для монашествующих. Вскоре, при благоверном царе Феодосии Великом (379—395), на Афоне были разрушены все языческие капища. В церковной литературе упомянуто, что в начале V века уже существовали обители Ватопедская, Кастамонитская, Карейская, Филофеевская.

 Монастырь Филофей

Монастырь Филофей

 Монастырь Ксиропотам. Литография XIX в.

Монастырь Ксиропотам. Литография XIX в.

Устроение Ватопедского монастыря, впоследствии известной большой обители, предание связывает с чудесным спасением Аркадия, сына императора Феодосия, во время морской бури. В V веке основан Ксиропотамский монастырь.

Один из древнейших на Афоне монастырей назывался обителью Фессалоникийца и был посвящен святому великомученику Пантелеимону. Владыка Порфирий (Успенский) на основе исторических данных считал этот монастырь самым древним на Афоне. Спустя несколько веков обитель, именуемая Русиком, стала местом пребывания русских афонцев, о чем будет сказано в следующих беседах.

По преданию, в V веке дочь императора Феодосия Великого, намеревавшаяся войти в монастырь Ватопед, была остановлена голосом, исходившим от иконы Божией Матери, и с этого времени существует запрет на посещение Афона женщинами.

Двор Ватопеда. Литография 1835 г.

Двор Ватопеда. Литография 1835 г.

Император Константин Погонат в VII веке своим указом назначил Афон для поселения монахам, как исключительно им принадлежащее достояние. Несмотря на «многие напасти» от северных племен и арабов и даже кратковременные запустения, о чем говорят исторические документы, к X веку число святогорцев увеличилось до нескольких тысяч при покровительстве и милостях византийских царей. Афонцы подвизались в монастырях и в отшельнических жилищах — каливах, причем пустынный образ жизни преобладал. Монастыри, в древние времена многочисленные, были в основном небольшими, наподобие современных афонских келлейных обителей.

Первый известный великий афонский святой — преподобный Петр Афонский — был строгим отшельником. Почитается с IX века, память 12/25 июня. Жил в VII—VIII веках, подвизался на Афоне в течение 53 лет. Афон как место аскезы святому указала Сама Матерь Божия. При этом Она сказала: «Зело люблю то место и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим там иночествовати не раззорится вовеки, аще и они соблюдут спасительные заповеди Его. И распространю их в горе той на юг и север, и возобладают ею от моря до моря, и имя их по всей подсолнечной хвально сотворю, защищу тех, иже тамо терпеливо в постничестве подвизатися будут».

 Преподобные Петр Афонский и Афанасий Афонский на фреске Успенского собора. Карея

Преподобные Петр Афонский и Афанасий Афонский на фреске Успенского собора. Карея

Развитие монашеского общежития, возникновение и расцвет больших киновий на Афоне связаны в именем преподобного Афанасия (память 5/18 июля). Он в X веке основал известнейший святогорский монастырь, который стал называться Великой лаврой и в дальнейшем служил образцом для монастырского строительства. Афанасиева обитель была укреплена высокими стенами с башней-пиргом, в ней воздвигнут обширный собор.

Великая лавра преподобного Афанасия

Великая лавра преподобного Афанасия

Еще при жизни основателя в его обители подвизалось 80 иноков, у преподобного было множество последователей — преемников общежительной традиции. Преподобному Афанасию также являлась Пресвятая Богородица и подтвердила Свои обетования: «Аз отселе буду вам Экономисса, имущая о вас попечение».

В эпоху преподобного Афанасия и в последующее столетие монашеская жизнь на Афоне процветает, туда устремляются подвижники многих национальностей. Возникают населенный грузинами Ивер, населенный сербами Хилендарь, расширяется обитель русских афонцев.

 Двор Иверского монастыря. Литография 1835 г.

Исторические события, оставившие след в монашеской жизни: 1. Нашествие «латинов» в XIII веке, когда на Афоне (в Ватопеде, Зографе, Карее, Иверском монастыре) прославились подвигами преподобномученики и исповедники. Набеги разбойников-каталанцев в начале XIV века. От них особенно сильно пострадала Русская обитель.

«Страшно было видеть — гово­рят летописи об этих событиях, —запустение Святой Горы, учиненное сопротивными безбожными народами… Нашедши тогда на Святую Гору, много святых храмов предали огню, все богатство расхитили и плененных отвели в рабство, а которые остались, те помирали лютейшею голодною смертию, и так как не было погребающего их, то звери земные и птицы небесные питались телами их…

…Устремишася латины зело с радостию и разсеяшася полкове их повсюду Святой Горы, и нигде не скрыся от них обитель, ни пирг, ни келлия, ни ино некое жилище иноческое, но все со всеми и вне пребывающее разрушиша и огню предаша, рукодельная же орудия в плен взяша».

Русский монастырь в XVIII в. Литография с рисунка В. Григоровича-Барского

Русский монастырь в XVIII в. Литография с рисунка В. Григоровича-Барского

2. В 1430-х годах, еще до захвата Константинополя в 1453 году, Афон территориально включается турками-завоевателями в состав Османской империи. Султаны хотя и не стесняли внутренней жизни святогорцев, но обложили их денежной данью. В то время и позднее большую помощь обителям оказывали православные молдавские и валашские господари и русские князья и цари.

Для духовной истории Афона особо значим XIV век — эпоха Православного Возрождения. Афон, насельники которого издревле проводили жизнь свою в богомыслии и молитве, становится центром учения исихазма и исихастского движения.

Преподобный Григорий Синаит.

Преподобный Григорий Синаит.

Святогорцы выступают вождями исихастов и одерживают победу над защитниками западного рационалистического гуманизма в догматических дискуссиях на церковных Соборах.

Выдающимися исихастами являлись преподобный Григорий Синаит, святители Григорий Палама, Каллист и Филофей, у которых было множество учеников и сподвижников, преемников их монашеского и молитвенного опыта.

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама

Духовное влияние исихазма и исихастское просвещение все больше распространяется среди балканских народов и на Руси, где наблюдается духовный подъем, создаются монашеские обители, на правильных основах развиваются культура и политика.

Устав церковного последования, по которому доныне совершаются богослужения в обителях Афонской Горы, некоторые литургисты считают отдельной богослужебной системой, отдельным Святогорским уставом. Так, А. А. Дмитриевский говорит о «Святогорском типиконе, который соединил в себе порядки Иерусалимского устава с местными афонскими обычаями и строем жизни отшельников-святогорцев».

Богослужебный чин, который именуется Святогорским уставом, вырабатывался в течение веков. При его практическом осуществлении в разных обителях всегда учитываются местные уставные особенности и традиции (греч. типикон топикон). В Уставе Пантелеимонова монастыря об этом сказано так: «Служба Божия совершается по Уставу церковному и по введенному чину без упущения».

 Празднование дня памяти святого Пантелеимона в Русском Пантелеимоновом монастыре

Празднование дня памяти святого Пантелеимона в Русском Пантелеимоновом монастыре

Из истории известно, что Поместные Церкви, осуществляя «книжную справу», зачастую обращались к святогорскому наследию и использовали в качестве образцов афонские литургические рукописи. Таким образом, афонское богослужение оказало существенное влияние на богослужебный чин всей Православной Церкви.

При общем Святогорском уставе богослужебная практика афонских монастырей, как уже отмечалось, неодинакова и в каждом монастыре свои чиноположения. Большинство монастырей имеют свои рукописные типиконы.

С особенностями богослужебной жизни связаны многие афонские установления, такие, например, как:

— отсчет времени по-восточному, с заката солнца. Стрелки часов постоянно переводят;

— особое трехчастное строение соборных храмов (кафоликонов), одинаковое для всего Афона (кроме Успенского собора в Карее);

— извлечение по совершении трехгодичного поминовения останков усопших, при этом они складываются в общие усыпальницы.

Традиции монашеской жизни формировались постепенно, на протяжении веков, на основе древних святоотеческих установлений, устных и письменных преданий. Монастырям подробные уставы давали их святые основатели. Известен устав преподобного Афанасия, определявший богослужебную жизнь и монашеский быт Великой лавры. Хилендарский устав дан святителем Саввой Сербским. В Русском Пантелеимоновом монастыре в XIX веке письменный устав составлен старцем-духовником иеросхимонахом Иеронимом.

 В литийном притворе Пантелеимоновского собора Русского монастыря

В литийном притворе Пантелеимоновского собора Русского монастыря

Кроме уставов монастырских, издревле существовали общеафонские уставы, содержавшие основные и самые общие предписания. Первый святогорский устав, известный под названием Трагос, утвержден императором Иоанном Цимисхием в 971 году. Этот устав особо настаивает на послушании и духовном руководстве: все приходящие на Афон с желанием постричься в монашество должны искать себе руководителя, «дабы отнюдь не помещаться вне духовного приюта».

Последующие уставы дополняли положения первого устава и способствовали дальнейшему формированию святогорских традиций. При императоре Константине Мономахе в 1046 году принят второй святогорский устав. Император Мануил Палеолог в 1406 году дал афонцам третий общий устав, касающийся главным образом послушания игумену и нестяжательности, порядка избрания игумена и его управления монастырем в совете с «лучшими старцами».

В уставах оговаривались такие особые условия, как запрет на хлебопашество, ограничение скотоводства на Святой Горе, принятия в монастыри юных и «безбрадых».

К XIX веку, когда наступил расцвет «русского Афона» (9—10 тысяч афонцев, до 5 тысяч русских насельников), строй монашеской жизни на Святой Горе сложился следующим образом.

На Святой Горе находится 20 монастырей. Между ними поделена и им принадлежит земля полуострова. Эти монастыри перечисляются в определенном порядке, установившемся с древности:

 Монастырь Дионисиат

Монастырь Дионисиат

1) Великая Лавра во имя прп. Афанасия Афонского, 2) Ватопед в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, 3) Иверский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, 4) Хилендарь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 5) Дионисиат в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, 6) Кутлумуш в честь Преображения Господня, 7) Пантократор в честь Преображения Господня, 8) Ксиропотам во имя сорока мучеников Севастийских, 9) Зограф во имя великомученика Георгия Победоносца, 10) Дохиар во имя святых Архангелов, 11) Каракал во имя апостолов Петра и Павла, 12) Филофей в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, 13) Симонопетр в честь Рождества Христова, 14) Свято-Павловский в честь Сретения Господня, 15) Ставроникита во имя святителя Николая Чудотворца, 16) Ксенофонт во имя великомученика Георгия Победоносца, 17) Григориат во имя святителя Николая Чудотворца, 18) Есфигмен в честь Вознесения Господня, 19) Русский во имя святого великомученика Пантелеимона, 20) Кастамонит во имя святого первомученика Стефана.

 Монастырь Зограф

Монастырь Зограф

Монастыри являются кириархическими, т. е. господствующими, они равноправны, они суверенны и самоуправляемы в отношении своей внутренней жизни и духовно-административного строя.

Собранию игуменов и предстоятелей кириархических монастырей принадлежит высшая власть и ведение вопросов «общего управления». Постоянные органы администрации — Священный Кинот (Протат) и Священная Епистасия (или Надзор). Кинот состоит из представителей (антипросопов) монастырей и занимается делами, касающимися преимущественно «отношений монастырей между собой, недоумений между монастырями и келлиями» и др. Епистасия «заведует текущими делами», «делопроизводством Протата». Административный центр, где находятся учреждения власти, — Карея с ее древним собором Успения Пресвятой Богородицы и правительственным зданием Протата.

 Карея. Успенский собор и здание Протата

Карея. Успенский собор и здание Протата

Кроме монастырей, на Афоне существуют другие виды обителей, не имеющие собственной земли и представителей в Протате, — скиты, келлии и каливы. Они располагаются на монастырских землях, берутся их обитателями в пользование у монастырей, от которых зависят. Зависимость эта, права и обязанности насельников зависимых обителей оговариваются письменным условием, договором — омологией.

По образу жизни афонские обители делились на киновии и идиоритмы (т. е. общежительные и необщежительные). В настоящее время на Афоне все монастыри являются общежительными.

Во главе монастырей общежительных стоит игумен, управляющий пожизненно. По уставу Пантелеимонова монастыря в обители избирался преемник-наместник игумена, причем избрание совершалось жребием — по апостольской традиции. Основа общежительного строя — послушание и старчество. Братия необходимое получают от обители, подчиняются строгому распорядку (чего нет в обителях идиоритмического типа). Игумен в афонском общежитии для братии истинный отец и одновременно властный глава.

Идиоритмические обители управлялись проэстосами (заслуженными старцами), проигуменами и выборными епитропами, которые могли переизбираться часто. В идиоритмах образ жизни не такой строгий.

 Андреевский скит

Андреевский скит

Скиты также делились на общежительные (населенные славянами скиты Андреевский, Ильинский, Ксилургу, молдавский Предтеченский скит) и идиоритмические, особножительные (все скиты с насельниками-греками: Неа Скити, Святой Анны и т. д.). Такие скиты называют скитами древнего типа. Они состоят из келлий и калив, расположенных вокруг соборного храма-кириакона, куда скитяне собираются на богослужения в воскресные и праздничные дни. В особножительных скитах, как правило, строгое подвижничество. Скитов на Афоне издавна 12. Управляются дикеями; общежительные скиты дикеи возглавляют пожизненно, а в особножительных скитах они избираются на один год.

 Неа Скити (Новый Скит)

Неа Скити (Новый Скит)

Келлиотский образ жизни на пустынных келлиях (постройках с малыми храмами), в безмолвном уединении, по нескольку человек. Как правило, отшельническая молитвенная, подвижническая жизнь. В то же время в начале XX века было много келлий общежительных, многолюдных с русским братством.

 Келлия Буразери, именуемая Белозерка, и ее братство в начале XX в.

Келлия Буразери, именуемая Белозерка, и ее братство в начале XX в.

Число всех афонских келлий превышало 800.

Каливиты, обитающие в каливах (пустынных хижинах без храмов), в шалашах. Странники-сиромахи — еще один из видов монашеского подвижничества. Особый вид подвига — отшельничество в пещерах, расселинах скал.

 Монах-пустынник. Начало XX в.

Монах-пустынник. Начало XX в.

Епископ Порфирий (Успенский) называл афонскую иконопись, церковное изобразительное искусство «живописным благовестием», отзывался о нем как о строго каноническом, назидательном, «поучающем вере и добродетелям», побуждающем «к славословию Творца, Промыслителя и Спасителя». Из иконописцев, трудившихся на Афоне, особо замечателен Мануил Панселин (конец XIII — начало XIV века), из авторов церковной музыки — преподобный Иоанн Кукузель, живший тогда же.

 Спаситель. Фреска Мануила Панселина. Успенский собор. Карея

Спаситель. Фреска Мануила Панселина. Успенский собор. Карея

На Святой Горе подвизались и были с ним тесно связаны такие выдающиеся богословы, аскетические писатели, гимнотворцы, агиографы, переводчики, как святитель Григорий Палама, преподобный Григорий Синаит, святитель Филофей Коккин, святитель Киприан, старец Исаия, преподобный Максим Грек, преподобный Никодим Святогорец, преподобный Паисий Величковский.

На Афоне пребывает великое множество святынь, чудотворных икон, от которых неизменно проистекает благодатная помощь, совершаются бесчисленные чудеса. Особенно много чудотворных икон Царицы Небесной — Заступницы и Покровительницы Святой Горы и ее насельников.

Знаменитый чудотворный образ — Иверская икона Божией Матери, или Вратарница. Она в IX веке явилась по морю к Иверской обители. Матерь Божия Сама избрала место для иконы — при вратах монастыря, как свидетельство, что Она ограждение и защита монастырю и всему Афону: «Божественная Вратарница многих приводит ко спасению чрез хранимые Ею врата».

 Иверская Икона Божией Матери

Иверская Икона Божией Матери

Икона Матери Божией «Достойно есть» находится в Успенском соборе Кареи, который также называется храмом Протата. Пред этой иконой архангел впервые воспел песнь «Достойно есть яко воистину…» и чудесно начертал ее слова на каменной плите.

 Крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть» в понедельник Светлой седмицы. 1997 г.

Крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть» в понедельник Светлой седмицы. 1997 г.

Икона Матери Божией «Троеручица». Пред ней произошло чудо исцеления отсеченной руки преподобного Иоанна Дамаскина. Потом икона находилась в монастыре святого Саввы Освященного, была дана в благословение святителю Савве Сербскому. Впоследствии икона была чудесным образом перенесена, а вернее, перевезена ослом на Афон. Там осел остановился перед монастырем Хилендарем, где братия и приняли икону. В Хилендарской обители в прежнее время икона «Троеручица» стояла на игуменском месте как Глава обители, игумен же не избирался, а управлял его наместник.

 Икона Матери Божией «Троеручица»

Икона Матери Божией «Троеручица»

Образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» находится в Дохиаре. Образ был написан на стене храма. За нерадение о Своей иконе Богоматерь наказала слепотой, а затем помиловала трапезаря монаха Нила. Матерь Божия обещала скорую милость всем притекающим к Ее образу, что впоследствии и совершалось неоднократно. Список со святой иконы прославился чудесами в Пантелеимоновом монастыре, точнее на его московском подворье и на Новом Афоне.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Чудотворная икона святителя Николая монастыря Ставроникиты была вынута из моря. К священному изображению, к лику святителя, приросла перламутровая раковина. Когда монахи ее отделили от иконы, из раны истекла кровь. Примечательно, что из части раковины была сделана панагия, которой Константинопольский Патриарх Иеремия благословил первого Российского Патриарха Иова.

 Чудотворная икона святителя Николая

Чудотворная икона святителя Николая

В Русском Пантелеимоновом монастыре множество святынь и чудотворных икон. Особо почитается честная глава великомученика Пантелеимона, с XIV века пребывающая в монастыре.

О Русском монастыре, о его истории, святынях и старцах с помощию Божией разговор пойдет в следующий раз.

Автор:
Игумен Петр (Пиголь)

Добавить комментарий