Первые обители русских монахов на Афоне

Лекция 2. Первые обители русских монахов на Афоне

 Обитель Ксилургу

Обитель Ксилургу

Первое документальное свидетельство о том, что на Афоне есть обитель, населенная русскими, относится к 1016 году. Таким образом, в 2016 году исполнилось 1000 лет русского афонского монашества.

Обратимся к его истории и традициям. Это особенно важно потому, что русское афонское монашество прославилось своим благочестием и может служить образцом подвижничества. Благодаря трудам русских святогорцев духовное наследие Афона в XIX веке стало хорошо известно в России. Вышесказанное относится в первую очередь к братству Свято-Пантелеимонова монастыря, который в конце XIX — начале ХХ века являлся средоточием русских афонцев, русским монашеским центром на Святой Горе. В его братии насчитывалось до 2 тысяч человек.

Свято-Пантелеимонов монастырь

Свято-Пантелеимонов монастырь

Считают, что русские впервые появились на Афоне почти сразу после Крещения Руси. Это произошло почти одновременно с появлением других славян — болгар. В конце X — первой половине XI века на Афоне наблюдается подъем монашества. Основывается множество общежительных обителей, процветает и пустынный образ жизни.

К 1016 году относится, как я уже упомянул выше, один из документов Великой лавры преподобного Афанасия, под которым в числе других игуменов подписался «Герасим мона­х, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса», что считается древнейшим документальным свидетельством о пребывании русских монахов на Святой Горе.

Обитель Богородицы Ксилургу. Литография XIX в.

Обитель Богородицы Ксилургу. Литография XIX в.

Историки с полным основанием считают, что упоминаемая в акте Великой лавры «обитель Роса» была известной по другим документам обителью Ксилургу (Древодела). Ксилургийская обитель, называвшаяся также «обителью Русов», была посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Расположена на северо-восточной стороне полуострова.

 Карта Святой Горы. Красным отмечены древние обители русских монахов — Ксилургу и Старый Русик

Карта Святой Горы. Красным отмечены древние обители русских монахов — Ксилургу и Старый Русик

Некоторые из исследователей полагают, что игумен Герасим, русский, являлся основателем-ктитором обители. По его национальности или прозвищу она и получила название. Есть и предположение (оно согласно с афонским преданием), что монастырь появился во времена равноапостольного князя Владимира при его помощи. Или монастырь мог быть построен много ранее и потом перейти к русским по ходатайству русских князей.

В начале XI века по Святой Горе паломничает, изучает афонские обычаи и принимает постриг «отец русского монашества» преподобный Антоний Печерский. Некоторые исследователи говорят, что он обитал и подвизался в обители Ксилургу, там же принял постриг.

 Обитель Ксилургу. Начало 2000-х гг.

Обитель Ксилургу. Начало 2000-х гг.

Обитель была общежительной, и преподобный Антоний принес на Русь, в основанный им Киево-Печерский монастырь, традиции общежития и старческого духовного водительства. «Да будет на месте сем благословение Святой Афонской Горы и старца, постригшего меня» — вот известные слова преподобного Антония Печерского, сказанные им при основании Печерской обители.

Итак, первое место обитания русских на Афоне, иноческий центр — древняя обитель Ксилургу.

В древнем Успенском храме обители Ксилургу

В древнем Успенском храме обители Ксилургу

Судя по одному из документов, от 1143 года, содержащему перечень различных предметов и утвари, обитель была достаточно благоустроенной, хотя и не очень богатой. В ней, возможно, переписывались славянские богослужебные книги (может быть, для отправки на Русь) и создавались иконы.

В 1169 году русские ксилургийские монахи заметно увеличились числом и населили обитель великомученика Пантелеимона, именовавшуюся обителью Фессалоникийца, которая им была передана протом (афонским правителем, главою) со всем «освященным Собором Святой Горы».

Русский Пантелеимонов монастырь в XVIII в. Рисунок В. Григоровича-Барского

Русский Пантелеимонов монастырь в XVIII в. Рисунок В. Григоровича-Барского

Этот монастырь владыка Порфирий (Успенский) считал древнейшим на Афоне. В древности монастырь процветал, но к 1169 году запустел и обветшал.

Обитель Ксилургу русские сохранили за собой. Она стала скитом во владениях монастыря Фессалоникийца, который также стал именоваться «обителью Русов (Росов)», Русиком или Русским. В настоящее время обитель именуется Старым Русиком и принадлежит нынешнему Свято-Пантелеимонову монастырю.

В конце XII века в Русском монастыре принял постриг княжич Растко, сын сербского властителя Стефана Немани, будущий святитель Савва Сербский.

 Святитель Савва. Икона монастыря Хилендарь

Святитель Савва. Икона монастыря Хилендарь

 В жизнеописании святого говорится, что Растко пришел на Святую Гору, в Русский монастырь, а его отец послал за ним погоню. Княжич принял пострижение в храме на монастырском пирге и сбросил посланцам свои мирские одежды. Впоследствии отец святого Саввы, преподобный Симеон, также пришел на Афон, где он и его сын воздвигли Хилендарский монастырь.

Отношения Русского монастыря со святогорцами-сербами и сербскими правителями упрочились.

 Хилендарь. Литография XIX в.

Хилендарь. Литография XIX в.

Русская обитель постепенно населилась сербами, хотя и сохраняла всегда свое традиционное название — Русик. (По мнению владыки Порфирия, сербы сменили русских в Русике намного раньше, еще до прихода на Афон княжича Растко.) Род Неманичей благотворил обители, а связи с Русью в XIII веке стали ослабевать (княжеские усобицы на Руси, нашествие монголов). Позднее, в 1347 году, сербский властитель Стефан Душан передал в обитель драгоценную святыню — честную главу великомученика Пантелеимона, ее небесного покровителя.

 Ковчег в честной главой св. великомученика Пантелеимона

Ковчег в честной главой св. великомученика Пантелеимона

XIII век характеризуется латинским давлением на Афон. Особенно пострадали Зограф, Ватопед, Ивер, Карея, монахи которых прославились как преподобномученики. Русский монастырь сильно пострадал позднее, в начале XIV века, от разбойничьих отрядов каталанцев. Русик они осадили, разграбили, в пожаре погибли здания, церковное имущество и важные монастырские документы. Восстановлен монастырь с помощью Стефана Душана, были отстроены его здания и соборный храм.

 Стефан Душан

Стефан Душан

Сербские правители и князья больше столетия благотворили Русику. Милостью византийских императоров и правителей Сербии, а позднее молдавских господарей Русик приобрел владения вне Афона.

Во второй половине XIV века в Русском монастыре выдающийся игумен — старец Исаия, серб.

Кир Исаия, как он именуется в рукописях, сначала был монахом Хилендаря, потом безмолвствовал в афонской пустыне, затем подвизался в Пантелеимоновом монастыре. Стал духовным наставником и доверенным лицом Стефана Душана, который возложил на старца восстановление Русского монастыря и передал ему для этого богатые пожертвования. Монастырь был полностью отстроен.

 Древняя икона великомученика Пантелеимона, которая находилась в Старом Русике

Древняя икона великомученика Пантелеимона, которая находилась в Старом Русике

Старец Исаия непосредственно участвовал в примирении Константинополя с Сербской Церковью, бывшей под отлучением. Сербов он «убеждал к уступчивости» Патриарху Филофею, как говорят источники. Можно утверждать, что старец был исихастом из числа последователей преподобного Григория Синаита, а также единомышленником святителя Филофея, которому «был зело возлюблен». В окружении отца Исаии находился преподобный Никодим Тисманский. Безусловно, старец Исаия поддерживал связь с приближенным к святителю Филофею иеромонахом, а впоследствии митрополитом Киприаном, будущим святителем Московским.

 Святитель Московский Киприан

Святитель Московский Киприан

Большинство исследователей считают русиковского игумена Исаию переводчиком творений святого Дионисия Ареопагита на славянский язык. Знаменательно, что творения святого Дионисия в переводе старца Исаии принес на Русь святитель Киприан. Есть научное мнение, что творения эти были переписаны святителем собственноручно.

Старец Исаия официально не прославлен в лике святых, однако его житие помещается под 21 августа (ст. ст.) в ряде житийных сборников.

Сербские монахи Пантелеимонова монастыря, особенно при игумене Исаии, переписывали книги, занимались переводами на славянский язык. До наших дней дошли некоторые из книг, писанных «повелением игумена Исаии» во второй половине XIV века.

Таким образом, Русский монастырь этого периода — монастырь исихастский, возглавлявшийся исихастами, центр молитвы и духовного просвещения. В нем, как и в других афонских монастырях, были сильны общежительные традиции. Русский паломник архимандрит Досифей, побывавший на Афоне приблизительно в это время, говорит о послушании и старчестве, которые процветали в афонских обителях, о добродетели «повиновения с отсечением своей воли», о внимательной молитвенной жизни святогорцев. Безмолвной, молитвенной жизни способствовало само уединенное, пустынное положение Русика.

 Старый Русик. Литография XIX в.

Старый Русик. Литография XIX в.

Известно, что отцы Русика и в последующее время отличались благочестием и твердо стояли в православии. Так, в 1596 году игумен Русского Афонского монастыря архимандрит Матфей принимал активное участие в противоуниатском православном соборе, проходившем в Бресте под председательством экзарха Вселенского Патри­арха при содействии князя Константина Острожского и под защитой его войск.

Также русские святогорцы оказали помощь, когда в России проводилась «книжная справа» при Патриархе Никоне. Они помогали посланному Патриархом Никоном на Афон старцу Арсению Суханову в приобретении греческих и славян­ских рукописей, которые он должен был доставить в Россию.

В XIV — начале XV века усиливаются связи Афона со славянскими странами, в том числе с Русью. Прежде всего этому способствовала деятельность исихастов. Исихастское движение, возникшее на Афоне, способствовало укреплению на Балканах и Руси традиций умного делания, книжного просвещения, распространению православной культуры. Тем более что с захватом турками Константинополя значение Афона как духовно-культурного центра возросло, поскольку и при иноверных властях он сохранил свои привилегии.

Многие русские паломники побывали на Афоне, принесли оттуда на Русь устные предания, книги, знание духовного наследия Святой Горы. Один из самых известных паломников конца XV века — преподобный Нил Сорский, проживший на Святой Горе около 10 лет.

 Преподобный Нил Сорский

Преподобный Нил Сорский

Преподобный Нил, последователь афонских исихастов, усвоив афонские аскетические традиции, основал на Руси скит и монашескую школу внутренней непрестанной молитвы.

С конца XV века монахи Пантелеимонова монастыря начали часто приходить в Россию для сбора милостыни с изволения русских великих князей, а затем царей. Русские самодержцы давали жалованные грамоты на сбор и на протяжении более двух веков материально поддерживали Русик и весь Афон, который страдал от «тяжелых даней» туркам. Старцы Пантелеимонова монастыря, пришедшие за милостыней в Россию, удостаивались там больших почестей. Так, о прибытии в 1547 году в Москву почтенных старцев Русика православный народ оповестил сам святитель митрополит Макарий своим окружным посланием. Конечно же, старцы занимались не только сбором — они приносили живое предание и рукописные книги, учили святогорским обычаям и правилам.

В Пантелеимоновском соборе Старого Русика

В Пантелеимоновском соборе Старого Русика

В начале XVI века в Пантелеимоновом монастыре — 120 монахов, позднее их число увеличилось. В монастыре снова появились русские иноки, в самом начале XVIII века вся братия состоит из русских, немного позднее в братии появляются болгары.

Из описаний паломников видно, что монастырь был хотя не очень велик, но «лепотен», соборный храм расписан фресками, с мраморным полом. Насчитывалось 6 параклисов, или малых храмов, была пространная трапезная.

Тем не менее монастырь на протяжении XVI — начала XVIII века несколько раз приходил в упадок. Например, в 1570—1580-х годах обитель так запустела, что некому было вручить присланную из России царскую милостыню. Но обитель снова и снова возрождалась.

В XVIII веке связи Русского монастыря и всего Афона с Россией ослабели. Паломничество русских на Афон сокращалось, пополнение братии русскими насельниками прекратилось. Возникали трудности с доставкой помощи из России. Прекратились и поездки афонских старцев за милостыней, они больше не получали царских жалованных грамот. Это было вызвано как войнами на Востоке, так и изменением в России «гражданских законов», начавшимися реформами и секуляризационными процессами.

По словам паломника XVIII века Василия Григоровича-Барского, русским людям «стало не­ вольно входити из своего отчества в чуждии страны». «Хотя один или два и приходили, но как странники скитались по Святой Горе… Обитель содержать много требуется расходов: от того оставили обитель пусту», — говорит иеросхимонах Парфений (Аггеев).

Старый Русик. Начало 2000-х гг.

Старый Русик. Начало 2000-х гг.

Русское иночество в Пантелеимоновом монастыре иссякает, русская братия заменяется греками. Общежительная жизнь расстраивается, заменяется идиоритмическим устройством. Вековые духовные традиции монастыря разрушаются, что отнюдь не способствует его процветанию.

Несмотря на помощь молдавских и валашских господарей, обитель ветшает. Пожары усугубляют ее бедствия. Уединенное положение монастыря в нагорной местности, вдали от берега, удобное для безмолвия, оказывается, наоборот, крайне невыгодным для проведения серьезных реставрационных работ.

Наконец в 1770-х годах греческая братия Русского Пантелеимонова монастыря переселяется ближе к морю, где была арсана (т. е. пристань) и стояла небольшая келлия, принадлежавшая Русскому монастырю.

Окрестности Свято-Пантелеимонова монастыря

Окрестности Свято-Пантелеимонова монастыря

Древняя нагорная обитель с того времени именуется Старым Русиком, а в прибрежной части ее владений возникает новая обитель, Новый Русик, нынешний Русский Пантелеимонов монастырь. Он преемственно получил все владения, кириархические права и преимущества прежней обители. Также унаследовал и ее большие долги.

Греческая братия и на новом месте продолжала бедствовать. На Афоне даже рассматривали возможность упразднения обители. Но Патриарх Каллиник не только не внял этим голосам, но и позаботился о том, чтобы положить начало духовному и материальному возрождению Русского монастыря. В 1803 году его грамотой в обители восстанавливается общежитие и назначается игумен из духовно опытных греческих старцев — иеросхимонах Савва. Старцу Савве Господь послал благодетеля — князя Скарлата Каллимаха, великого драгомана Порты (исполняющего обязанности министра иностранных дел в турецком правительстве). За несколько лет отец Савва и князь Скарлат отстроили заново Русик: выстроили прекрасный соборный храм, корпуса для братии с храмами-параклисами, большую трапезную, помещения для хозяйственных служб. Собор освящал в 1815 году священномученик Патриарх Григорий V, принимавший большое участие в возрождении обители.

 В Новом Русике. Литография 1835 г.

В Новом Русике. Литография 1835 г.

Но эти большие работы не были завершены. Храмы остались неотделанными, без иконостасов. Началось греческое восстание против турок, и Афон был ими оккупирован. Князя Скарлата и Патриарха Григория убили в 1821 году, игумен Савва в том же году скончался в глубокой старости.

Братия покинули обитель, скитались несколько лет вне Афона. Лишь в 1830 году, после заключения Адрианопольского мира, когда турки оставили Афон, греческие иноки собрались в Русике. На Афоне тогда говорили, что Русская обитель «как пустой сарай и плача достойна». У братии не было ни хлеба, ни бобов (обычной афонской пищи). Не было ничего, кроме огромных долгов, как впоследствии вспоминали очевидцы.

Греки знали афонское предание о том, что великомученик Пантелеимон еще в начале строительства прибрежного Русика явился одному старцу со словами: «Если в моем монастыре не будет русских, он придет в упадок».

 Игумен схиархимандрит Герасим. Фотография конца 1860-х гг.

Игумен схиархимандрит Герасим. Фотография конца 1860-х гг.

Братию Пантелеимонова монастыря возглавлял игумен Герасим. Его духовным наставником был почитаемый ученый старец иеросхидиакон Венедикт. ­Старцы решили призвать в обитель русских монахов, которые после заключения мира России с Турцией начали появляться на Афоне. Их в то время было немного, и они проживали на пустынных келлиях и в Ильинском скиту.

О вселении русских в Пантелеимонову обитель и о ее расцвете речь пойдет в следующей беседе.

Автор:
Игумен Петр (Пиголь)

Добавить комментарий