Вакцинация. О религиозном значении

«Все испытывайте, доброго держитесь,
от всякия вещи злыя отгребайтесь»
(1 Фес. 5: 21)

Пандемия COVID-19 ставит человечество перед лицом новых вызовов, среди которых на первое место выходит всемирная кампания по вакцинации всех людей Земли. Реализация этого глобального процесса сопровождается насаждением двух стереотипов:

— «антиковидная вакцинация — это единственный способ остановить болезнь и смерть»;

— «религиозного значения всемирный процесс вакцинации не имеет».

Особое недоумение вызывают юридические особенности вопроса:

— с одной стороны, никто из идеологов плана всемирной вакцинации (включая производителей вакцин) гарантий возникновения иммунного и противоэпидемического откликов не дает, равно как и не берет ответственности за возможные риски негативного воздействия этих медикаментов на человеческий организм;

— с другой стороны, манипулируя дискриминацией личных социально-экономических прав и свобод, они добиваются от людей «добровольности» участия в этом (то ли медицинском, то ли экономическом) процессе.

Под «добровольностью» участия в этом процессе понимается выражение личного письменного согласия на принятие вакцины. Этой подписью от груза ответственности за существующие риски освобождаются все те, кто по закону должен ее нести. Условия текущей антиковидной кампании для человека безоговорочны — права выбора не предусмотрено.

Неудивительно, что в сознании многих людей все эти добровольно-принудительные условия вызывают недоверие, поскольку фактически навязываемый стереотип «спасения нео-вакцинами» не обеспечен ни положительным клиническим опытом применения этих медикаментов, ни наличием иных гарантий, которыми по закону должны сопровождаться подобные кампании, ни духовной аргументацией, которая для православных христиан в любых жизненных обстоятельствах является основополагающей.

В качестве единственного аргумента «за» нам предлагается воспринимать антиковидную вакцинацию, опираясь исключительно на прежние представления о прививках из счастливого, беззаботного детства. Конечно, если согласиться с таким подходом к оценке ситуации, тогда и неисследованное, тревожное «новое» начнет видеться, как уже «давно знакомое», «доброе», «спасительное». Мол, были уже вакцины и положительный эффект от них был…

Но даже в те годы, когда вакцинация имела совершенно иной характер, духовные предостережения о дальнейших перспективах трансформации этого процесса уже начинали звучать. Вспоминается, как лет 30 назад (в период той эпохи, когда не только вакцины, но и уровень технологий были другими), пробуждая человечество к бдительности, святой преподобный Паисий Святогорец (1924—1994) произнес такие слова:

«Сейчас появилась еще одна болезнь, против которой уже нашли вакцину. Она будет обязательной, и, когда человеку будут делать прививку, ему будет ставиться и печать… Помысл говорит мне, что этой системой антихрист хочет подчинить себе весь мир. Таким образом антихрист будет навязан с помощью системы, контролирующей всемирную экономику, и только те, кто примет печать… смогут вступать в торговые отношения…

Как же пострадают люди, принявшие печать!.. Тем, кто не примет печати, будет лучше других, потому что им поможет Христос. А это не пустяшное дело…» (1)

Слова старца вызвали скептическую реакцию у богословов.

Конечно, в те годы подобное развитие событий казалось маловероятным, поскольку:

с точки зрения религиозной, стереотип о процедуре принятия «печати антихриста» был усвоен слишком буквально. Например, многие уверовали, что, «принимая печать антихриста на лоб и на руку, нужно будет класть зверю земной поклон» (ср.: Откр. 13: 17, 14: 9—10). Сюда же некоторые добавляют еще один нюанс: «Поклоняясь зверю, перед принятием “печати антихриста” нужно будет сознательно словесно отрекаться от Христа» (2);

с точки зрения медицинской, прежде вакцинация была методом вполне оправданным, добровольным, затрагивающим исключительно иммунопрофилактическую сторону вопроса для отдельных групп населения по строго определенным клиническим показаниям;

с точки зрения технической, о возможности введения какой-либо «печати» посредством укола в те годы наука могла только мечтать, т. к. даже о таком уровне цифровых технологий, которым человечество широко пользуется в наши дни, в то время можно было узнать лишь из произведений писателей-фантастов;

Однако даже исторический опыт убеждает нас в том, что действительно «всё течет, всё меняется», — всё, кроме истинности свидетельств, бываемых от Духа Святаго.

 

Время искушения…

Безусловно, несколько десятков лет назад слова преподобного Паисия не были констатацией свершившегося факта. Они — явное пророчество, а пророчество всегда адресовано в будущее.

Но сегодня слишком многое говорит о том, что это будущее уже в значительной части стало нашим настоящим. Видится ли теперь «фантазийность» в словах: «Сейчас появилась еще одна болезнь, против которой уже нашли вакцину. Она будет обязательной…» — или же: «Только те, кто примет вакцину-печать… смогут вступать в торговые отношения…»?

Во все века изучение понятия «начертания» вызывало у христиан немалый интереси недоумения. Но никогда прежде образы апокалиптической реальности, казавшиеся далекими и аллегорическими, не становились реальностью на наших глазах — реальностью гнетущей, которую непросто принять. Современниками этих событий людям совсем не хотелось бы быть. Вероятно поэтому, всё еще апеллируя к стереотипам прошлого, принимать приблизившееся и отчасти наступившее время испытаний (3) не хотят даже некоторые священнослужители и богословы. Против признания актуальности слов преподобного Паисия продолжают изыскиваться контраргументы. Теперь появился еще один — оспаривающий «время искушения». Эта контр-версия основана на том, что 30 лет назад о болезни и вакцине старец говорил в настоящем времени: «Сейчас появилась еще одна болезнь, против которой уже нашли вакцину…» Сторонники такой точки зрения утверждают, что, если словам старца и суждено было бы исполниться, то это произошло бы уже тогда, когда он об этом говорил, — но не произошло же!

Здесь хотелось бы спросить: ну а как же тогда быть с согласованием времен в словах Самого Христа? Ведь и Он задолго до Вознесения, когда «вознесся во Славе…», произносил: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13: 31). И эти слова Христовы убеждают нас в том, что для словес Духа Святаго нет временных рамок, поскольку «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3: 8). И если подобная «несогласованность времен» встречается во многих строках Священного Писания, значит, и аргументация по этому признаку не может быть поводом к отвержению слов пророчества преподобного Паисия.

Да и благородным ли делом является упорное противостояние личных мнений богословов — словам святых и преподобных отцов, говорившим не от своего ума, а по внушению Духа Святого?

К чему приведет такой путь? Ко вхождению в опасное русло, — ведь уже очевидна попытка вывести рассмотрение вопроса о значении антиковидной вакцинации из религиозного поля исключительно в поле медицинское: мол, не влияет она ни на духовную жизнь человека, ни на процесс спасения его души.

Многие люди проявляют серьезную обеспокоенность тем, что даже в церковной среде укореняются следующие суждения о происходящем:

— «в вопросе об оценке значения вакцинации нет повода для религиозной аргументации»;

— «вакцинация — это единственный способ борьбы с распространением вируса, который не имеет религиозного значения» (4).

Такая версия восприятия происходящего действительно лежит вне богословия и не имеет духовной аргументации. Ибо всё, что связано с жизнью, здоровьем, нравственностью, образом мысли и действиями человека, с его свободой и волеизъявлением, не может не иметь духовного (религиозного) значения, поскольку от этого напрямую зависит спасение его души (5).

Поэтому, учитывая явность признаков «тех самых» времен (глобальные масштабы и стремительные темпы развития процессов, меняющих порядок жизни всего человечества), было бы разумным повнимательнее прислушаться к святоотеческим пророчествам и задать себе вопрос: а правильный ли мы имеем стереотип о событиях, которые будут сопровождать процесс подготовки к пришествию антихриста и принятия человечеством его начертания?

 

Может ли вакцинация иметь религиозное значение?

Конечно, нужно исключить сомнения в том, что даже те события, которые внешне лежат в медицинской и социально-экономической сфере общественных отношений, имеют для человечества религиозное значение. Лучший арбитр в этом споре — Священное Писание.

Так, в Откровении апостола Иоанна Богослова речь идет о недопустимости принятия некого «начертания» (древнегреч. χαράγμα [харагма]), и что «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание (χαράγμα»), или имя зверя, или число имени его кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией» (Откр. 13: 17, 14: 9—10).

Эти строки Священного Писания ясно свидетельствуют о том, что принятие «начертания» на тело будет иметь для человека не только социально-экономические, но и религиозные последствия:

— с одной стороны, при наступлении определенных вынуждающих обстоятельств согласие на принятие «харагма» (начертания) станет главным условием обеспечения себе права «покупать и продавать». Т. е., принимая «харагма» (начертание), человек фактически покупает у власть имущих право на полноценное участие в социально-экономических общественных отношениях, вне которых выжить довольно сложно;

— с другой стороны, согласие на принятие «харагма» (начертания) — это обозначенная Богом «красная черта», переступая которую, человек вводит свою душу в русло трагических для его вечной участи религиозных последствий и «будет мучим в огне и сере… и дым мучений их будет восходить во веки веков» (Откр. 14: 10—11).

Особого исследования заслуживает это сугубое предупреждение от ГОСПОДА о том, что согласие на принятие некого «начертания» на тело будет иметь две стороны: покупая себе таким образом благополучие временное, человек обрекает свою душу на мучение в Вечности. Здесь же очевидна причинно-следственная связь между согласием на участие в неком процессе, внешне касающемся поля социально-экономических отношений, и его следствием, имеющим исключительно религиозное значение.

О существовании такой закономерности в разное время свидетельствовали архипастыри Церкви Христовой. В частности, святитель Феофан Затворник говорит о том, что духовное значение имеют ВСЕ наши действия. А архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «ВСЁ, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия — апокалиптические».

Так разумно ли при оценке вызовов сегодняшнего дня, столь схожих с рассмотренным новозаветным контекстом, исключать потребность их исследования в религиозном поле и провоцировать тем самым массовое заблуждение? Ведь убеждая человека, что его волеизъявление (пусть даже и вынужденное) к совершению столь серьезного шага не имеет религиозного значения, мы становимся пособниками реализации последствий, которые могут повлечь для множества душ серьезные духовные риски.

 

Тщательное испытание «ВСЕГО» откроет время искушения

Святитель Андрей Кесарийский в Толковании на Откровение апостола Иоанна Богослова подчеркивает: «Тщательное испытание числа (печати), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения».

Нет никаких сомнений, что приведенное пророчество преподобного ПаисияСвятогорца — старца здравомыслящего и бодрствующего — было открыто ему Духом Святым. Тем не менее противники его точки зрения изыскивают некие странные «штампы», которыми стараются отгородиться от актуальности всего предсказанного. Тем не менее, противники его точки зрения изыскивают некие странные «штампы», которыми стараются отгородиться от актуальности всего предсказанного. В частности, слышится следующее: «Вакцинация — процедура не новая, была уже. Люди прививались, и ничего им за это не было…»

Прежде всего, исследуем «всё остальное» — верифицируем признаки текущих в мире событий с теми признаками времен, которые описал в своем пророчестве преподобный старец.

Из пророчества святого старца следует, что во «время искушения» будут существовать некие системы, задачей которых будет формирование царства антихриста:

— система организаторов-учредителей процесса;

— система принятия всеми людьми на планете «печати-начертания» под видом вакцины, которой антихрист хочет подчинить себе весь мир.

Рассмотрим основной вектор мысли преподобного Паисия.

  1. Что являет собой система «вельмож Земли» учредителей Нового Вавилона (нового порядка жизни на планете)?

По слову старца, «антихрист будет навязан с помощью системы, контролирующей всемирную экономику», т. е. с помощью того сообщества, которому и принадлежит авторство «системы подчинения мира». Остается ответить на вопрос: в чьих же руках всемирная экономика?

Безусловно, всемирную экономику контролируют олигархи и политики. А система их взаимодействия — это, фактически, система власти, реализующаяся, в частности, не только в неком глобальном законотворчестве, навязывающем новый порядок жизни, но и в механизмах контроля этой «жизни» и принуждения к участию в ней. В Откровении св. апостол Иоанн называет эту систему новым «Вавилоном» (6) и «Вавилонской блудницей», называя ее хозяев «вельможами земли» (Откр. 18: 23).

Сегодня новый «Вавилон вельмож Земли» действительно навязывает человечеству беспрецедентно новый в мировом масштабе порядок выхода из экономического кризиса посредством принятия обязательной вакцины. Не медики, не иммунологи, но именно олигархи инициируют и контролируют реализацию этого медицинско-социально-экономического проекта.

Если сопоставить слова преподобного Паисия со словами ученых (исследователей процессов современности), в частности, в сфере макроэкономики и геополитики, то и авторы «Нового Вавилона» окажутся вполне реальными, известными в мировом масштабе, персонами. В частности, В. Ю. Катасонов (7) говорит: «Слишком много признаков того, что “хозяева денег” добиваются установления полной власти над миром — из “хозяев денег” они хотят превратиться в “хозяев мира”. Все свои действия, направленные на строительство нового мирового порядка, они прикрывают “красивыми” словами о том, что все это делается ради “благополучия человечества”… Лукавые увещевания мировой элиты об удобствах и выгодах цифровизации призваны, в конечном счете, заманить отдельные народы и все человечество в “цифровую мышеловку”, или “мировой электронный концлагерь”. С помощью “цифры” мировая элита планирует, прежде всего, установить контроль над поведением и жизнью человека. Во всех вариантах построения мирового электронного концлагеря непременным условием является цифровая идентификация человека. Последние 20—30 лет (особенно после событий 11 сентября 2001 года) активно обсуждается такой способ цифровой идентификации людей, как вживление в тело человека электронного микрочипа. Такое чипирование позволит “хозяевам мира”не только видеть всех людей, но даже при необходимости управлять ими» (8).

2) Каковы признаки системы подчинения мира, где вакцинация это ключ к вхождению в Новый Вавилон?

О вакцинации преподобный Паисий также говорит, как о «системе», подчеркивая, что посредством ее введения «антихрист хочет подчинить себе весь мир».

В отличие от всех предыдущих антиковидная вакцинация — это действительно система, правилами которой УЖЕ определяется жизнь в обществе каждого из нас. Ведь только принимая антиковидную прививку, человек может получить QR-код — свой «билет» в общественные отношения и «свидетельство» своего добровольного вхождения в систему цифрового контроля. Такова процедура личного выкупа фактического права на сохранение рабочего места, права пользования общественным транспортом и пр., т. е. экономического права «покупать и продавать».

Никто не будет спорить с тем, что в такое тоталитарное русло наша жизнь вошла именно вместе с COVID-19 и кампанией по вакцинации против этого вируса. Никогда прежде вакцинация не была ни общеобязательной для всех людей Земли, ни определяющей дальнейшие социально-экономические перспективы человека. Таков новый порядок жизни, учрежденный «вельможами Земли» — такова система антикризисного управления и контроля не только экономических процессов, но и каждого, кто соглашается на эти правила.

3) «Прививка способ нанесения печати»:

Очевидно, что «система подчинения мира», о которой говорил преподобный Паисий, уже в действии и вектор развития событий становится все более понятным… А разумно ли, наблюдая за исполнением пророчества в значительной его части, подвергать сомнению слова прославленного Православной Церковью преподобного отца о том, что некий медикамент под видом вакцины будет являть собой способ нанесения «печати-начертания антихриста»?

И разве не заслуживает пристального внимания особо отмеченная преподобным Паисием причинно-следственная связь между общеобязательной в мировом масштабе вакциной и страданиями людей? Страданиями, которые по свидетельству Духа Святаго, увы, будут…

Поэтому, руководствуясь святоотеческим советом святителя Андрея Кесарийского и следуя ходу рассуждения преподобного Паисия, мы предприняли попытку исследовать слова Священного Писания в тех значимых «точках», на которые в своем пророчестве святой афонский старец обратил наше внимание: «вакцинация — это способ нанесения печати», «вакцина — это причина, страдания — это следствие».

 

Χαράγμα начертание? печать? или…

В святоотеческой письменности понятие «печать антихриста» традиционно используется, как синоним понятию «начертание» зверя. И хотя лексически слова «печать» и «начертание» синонимами не являются, но в контексте особенностей семантической эрудиции предыдущих эпох такая ассоциация, вероятно, была более приемлема для восприятия.

Если же исследовать лексическое соответствие этого термина словам Священного Писания, надлежит обратиться к оригинальному древнегреческому тексту Откровения. В исходной рукописи в значении «печати антихриста» употребляется слово «χαράγμα» ([харагма], см.: Откр. 13: 17). Согласно древнегреческо-русскому словарю А. Д. Вейсмана (1899 г.) его перевод имеет, в частности, следующие значения: «начертанное», «метка», «УКОЛ», «уязвление змеи».

Благодаря этому уточнению, представление о принятии «начертания» зверя, о котором говорится в 13-й главе Апокалипсиса, приобретает уже весьма актуальные контуры. В этой части подтверждается и свидетельство преподобного Паисия Святогорца о том, что антивирусная прививка будет способом нанесения «печати-начертания».

 

«Волшебный укол» или «укус змеи»?

Так или иначе образ восприятия «печати-начертания» связан с перспективой погибели и страданий. И если Священное Писание говорит, что все, кто примет «начертание зверя», тем самым обрекают свои души на страдания в Вечности, то преподобный Паисий уточняет, что принявшие «вакцину-печать» очень сильно пострадают уже в земной жизни. Получается, что согласие на вакцинацию станет шагом, предваряющим мучения и «здесь», и «там».

Это уточнение старца отсылает нас к 18-й главе Откровения апостола Иоанна, где упоминаются страшные злодеяния Блудницы-Вавилона, за которые вся эта система с ее адептами будет полностью уничтожена Богом:

«…ибо грехи ее [Вавилонской блудницы] дошли до неба и Бог воспомянул неправды ее… купцы твои [Нового Вавилона] были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем [в Новом Вавилоне] найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (ср.: Откр. 18: 5, 23—24).

В контексте этих строк Священного Писания прежде всего возникает резонный вопрос к термину «волшебство Блудницы-Вавилона», обозначающему процесс, который станет «отправной точкой» для крови, страданий и убийства человечества.

Что же скрывается за смертоносным «волшебством»?

Тщательно исследовать всю глубину значения этого слова становится возможным, если обратиться к древнегреческому оригиналу: «…ἔμποροί σου ἦσαν οἱ μεγιστᾶνες τῆς γῆς ὅτι ἐν τῇ φαρμακείᾳ σου ἐπλανήθησαν πάντα τὰἔθνη» (Откр. 18: 23).

Изучим переведенное как «волшебство» слово «φαρμακείᾳ» ([фармакеа]). Согласно древнегреческо-русскому словарю Дворецкого (9) оно имеет несколько значений:

1) медикамент, лекарство;

2) отравление;

3) отрава, яд;

4) ведовство, волшебство.

Если в первом веке слово «φαρμακείᾳ» было употребимо и в таких значениях, как «медикамент», «лекарство», тогда и перевод этих строк Откровения может открывать нам смысл весьма злободневный: «Купцы твои [Нового Вавилона] были вельможи земли, и медикаментом (волшебством) твоим введены в заблуждение все народы» (Откр. 18: 23).

Не о вакцине ли — медикаменте, соглашаться на введение которого посредством укола вынуждают каждого человека в мире, — предупреждает нас Священное Писание?

Конечно, в современном восприятии употребляемые в прямом значении слова «вакцина», «медикамент» и «лекарство» не вызывают беспокойства у человечества, т. к. априори подсознательно воспринимаются, как средства, созданные для поддержки или укрепления иммунитета. Но такова ли та субстанция, которую святой апостол обозначил словом «фармакеа» и почему именно ею «вельможи Земли» смогут ввести в заблуждение все народы?

Ответ становится очевидным, если подвергнуть исследованию единое семантическое поле всех значений слова «фармакеа»: «медикамент», «отрава», «яд», «ведовство», «волшебство».

Получается, что если «фармакеа» — это «медикамент», то такой, который относится к веществам, подрывающим здоровье человека, а не укрепляющим его. На правомерность этого утверждения указывают следующие факты.

— На момент написания апостолом Иоанном Откровения в древнегреческом языке было несколько слов, которые использовались в значении «лекарство», «лекарственное средство». Наиболее широким в употреблении было слово «βοήθημα» ([войфима»]) и лишь потом «φαρμακείᾳ» (ибо последнее слово для древних греков имело весьма актуальный сакрально-негативный оттенок) (10).

Согласно древнегреческо-русскому словарю Дворецкого (11), слово «βοήθημα» ([войфима»]) имеет следующие значения:

1) помощь, поддержка;

2) средство, способ;

3) лечебное средство, лекарство.

Совершенно очевидно, что в контексте влияния на здоровье человека семантическое поле слова «войфима» говорит о процессе его благоприятного воздействия («помощь», «поддержка», «лекарство»), а значит, является противоположным по своим качествам медикаменту, обозначаемому в древности словом «фармакеа».

— О том, что замысел «Нового Вавилона вельмож Земли» направлен против человечества, свидетельствует и дальнейший контекст исследуемых строк 18-й главы Откровения: «Купцы твои были вельможи земли, и волшебством (медикаментом) твоим введены в заблуждение все народы. И в нем [в Вавилоне] найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (ср.: Откр. 18: 23—24) (12).

Апостол Иоанн говорит о крови и убийствах на земле — последствии того заблуждения, в которое посредством воздействия сомнительного медпрепарата «вельможами земли» введены все народы. Здесь апостол говорит НЕ о торжестве жизни над смертью, а о процессе подвержения насильственной смерти «всех убитых на земле»…

И если сказано: «Найдена кровь», — это означает, что процесс убийства «всех на земле» задуман быть тайным, сокрытым (каким, по сути своей, и является «волшебство», «чародейство», т. е. тайное воздействие с помощью злых сил).

Так не в том ли источник массового заблуждения, что, манипулируя нашим традиционным доверием к медикаментам, сегодняшние «вельможи земли» принуждают все народы к принятию некой сомнительной субстанции под видом традиционной вакцины?

Не свидетельствуют ли все эти совпадения смысловых значений строк Священного Писания с актуальностью тревог сегодняшнего дня о наступлении времени искушения — времени, о котором говорит святитель Андрей Кесарийский, толкуя Откровение апостола Иоанна Богослова?

Ведь действительно впервые в истории мировая элита лоббирует и финансирует кампанию по вакцинации всего человечества некой сложной субстанцией, воздействие которой на организм наука связывает скорее с функцией генно-инженерной, нежели с иммунопрофилактической. Опираясь же на слова Священного Писания, мы понимаем, что φαρμακεία [фармакеа] — медикамент сомнительный настолько, что предупреждение о его злом назначении и трагической роли в судьбе всех народов нам оставил Сам Господь. Поэтому все рассмотренное выше со всей очевидностью убеждает нас в том, что согласие человека на участие в сегодняшнем процессе вакцинации ИМЕЕТ не только религиозное значение, но и апокалиптические последствия.

Более того, в той же 18-й главе Откровения Господь предупреждает нас о том, что «Новый Вавилон» торгует «телами и душами человеческими» (Откр. 18: 13). И потому к нам, христианам, обращен Глас с Неба, указующий верный путь: «Выйди от нее [от Вавилонской блудницы], народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18: 4).

 

«Да не обольстит вас никто…»

Зачем мы об этом говорим?

Затем, чтобы ВДРУГ не оказалось, что «красная черта невозврата» уже пересечена, а защитный стереотип, мол, «я богат и ни в чем не имею нужды…», исчез, как утренний туман, ибо уже стоим мы пред Лицом Того, Чьи слова отвергли, и слышится: «…ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг» (Откр. 3: 17).

Всё поправимо, пока еще есть возможность исправить образ своей веры. И теперь, когда каждый ошибочный шаг может быть необратим, нужны выводы из того трагического опыта, который у человечества уже есть. И нельзя забывать, как, доверившись неправильным стереотипам, человечество уже отвергало слова Священного Писанияи, и, ревностно отвергая, не смогло узнать «времени посещения» своего (Лк. 19:14).

Почему в I веке иудеи не узнали Христа? Потому что под влиянием толкований книжников и фарисеев в сознании общества были сформированы неправильные стереотипы о Мессии и Его Царстве. Будучи заложниками своих заблуждений, люди не понимали Христа — не принимали Его слова лишь потому, что были настроены слышать только те речи, о которых грезили. Ведь ждали Царя, который устроил бы земное господство Израильского народа и Сам бы царствовал над всеми народами. А перед ними был кроткий и смиренный Христос, Который говорил, «что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Но его не услышали. Были отвергнуты и слова ветхозаветных пророков о Мессии: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 5).

Образ Искупителя не был понятен народу, ждавшему Мессию-Царя. И потому не приняли: не узнав, осмеяли, оклеветали, распяли Его…

История повторяется, и если из-за ложных стереотипов в те дни человечество не узнало Христа, то сегодня по той же причине оно может не узнать и приближения антихриста. Возможно, этот обольстительный «интеллектуал» избавит мир от войн и эпидемий, чтобы люди приняли его. Приняли, с почтением и благодарностью воздавая ему всевозможные почести, поклоняясь если не телесно, то интеллектуально — сердечным, внутренним признанием, как «спасителю» священного дара их жизни. И возведут его на «трон», и будет господствовать над всеми народами…

* * *

Не потому ли Спаситель, Врач наших душ и телес, предвидя столь коварные вызовы и скорбные обстоятельства, заранее упреждает нас от погибели — учит быть бдительными и так же заранее усматривать начатки греха:

«И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную… Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие… и чтобы день тот не постиг вас внезапно,ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» (Лк. 21: 25—26, 28—31, 34—35).

А значит, оценивая весь «пейзаж» тенденций, процессов и событий, которые сегодня уже в действии, бдительным христианам подобает не только смотреть на шаг вперед в будущее, но и учитывать опыт прошлого, анализируя и своевременно исправляя ошибки, чтобы не быть обольщенными лукавыми «масками» времен.

И потому нам нужно задать себе вопрос: правильное ли имеем понимание о событиях, которые будут сопровождать пришествие антихриста и принятие человечеством его начертания?

Вспомним, как в недавнем прошлом, в середине 1990-х годов, нам начали присваивать личные цифровые идентификаторы. Чувствуя, что это первый шаг в некую новую систему цифрового учета личности, многие христиане протестовали. Тем не менее на VII пленуме Синодальной Богословской комиссии было постановлено: «Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения».

В результате цифровой идентификатор личности, за редким исключением, был принят всем народом. В то время получение ИНН стало необходимым условием участия физических лиц в системе экономических отношений — в системе, где с тех пор личность человека учитывается не по имени (см.: Откр. 3: 8), а по индивидуальному пожизненному номеру.

С течением времени эволюция цифровых технологий позволила внедриться и поставить на контроль даже сферу личной жизни человека: сканируются биометрические данные и показатели текущего состояния его здоровья, анализируются контакты, сообщения, фиксируется геолокация и карты передвижений, собираются фото-, аудио-, видеоматериалы… И вот человечество уже приучено пользоваться благами системы цифровых технологий, подтверждая каждый свой шаг согласием на сбор, обработку, обезличивание… и даже на передачу третьим (никому не известным) лицам своих персональных данных. Кому и зачем? Для каких целей? И почему нас это не тревожит?

Мы не заметили, как такое согласие — наше свободное волеизъявление, по которому будем судимы на Страшном Суде — стало своего рода условием нахождения в цифровом пространстве и «валютой платежа» за правопользования его «благами». А это значит, мы сами выбрали «систему», хозяин которой считает важным собирать, обрабатывать и контролировать «конфиденциальность» нашей личной жизни.

«Но это же еще не печать!» — успокаиваем мы себя, отгоняя тягостные мысли и угрызения совести. И думаем, что вопрос исповедания веры Христовой станет перед нами лишь в тот момент, когда принятие «начертания» будет официально выделено в «торжественную» церемонию, в ходе которой от каждого будут требовать словесного отречения от Христа и земного поклона антихристу…

* * *

Безусловно, есть люди, понимающие, что вектор вхождения в мир цифровых взаимоотношений с некими поставщиками цифровых благ опасен с самого первого (пусть даже неочевидного) шага в этом стремительно развивающемся и уже слишком очевидном направлении.

По истечении 20 лет с момента обнародования официального решения о том, что принятие цифровых идентификаторов не имеет религиозного значения, Патриарх Кирилл публично констатировал:

«Цифровые технологии способны создать инструменты, обеспечивающие тотальный контроль за человеком. Ничего подобного в прошлом не могло быть. Человеческая мысль, техническая цивилизация сегодня достигли такого уровня, когда, внедряя цифровые технологии, можно обеспечить тотальный контроль над человеческой личностью. Не просто наблюдение за человеком, но управление человеческим поведением. В книге Апокалипсис сказано, что пришествие антихриста будет сопровождаться тотальным контролем над человеком. Там не используются эти слова, но из содержания совершенно ясно, что речь идет о способности тотально контролировать человеческое поведение. Там говорится, что на чело человека будет наложена печать антихриста, и без этой печати нельзя будет ни купить, ни продать, ни участвовать ни в каких общественных отношениях, — человек будет обречен на гибель… Я привел в пример Апокалипсис и антихриста, с тем чтобы убедить тех людей, которые, может быть, об этом пока не задумывались, что максимальное развитие тотального контроля над человеком означает рабство, и все будет зависеть от того, кто будет господином над этими рабами. Вот почему Церковь категорически против использования цифровых технологий в обеспечении тотального контроля над человеческой личностью» (13).

Комментируя эти слова, протоиерей Андрей Ткачев подытожил: «Мы уже одной ногой вступили в царство антихриста, только не comme il faut (не подобает) об этом говорить. Мы раздражаем людей этими разговорами. Процесс запущен. Поезд летит…»

* * *

Итак, вчера мы приняли неверную богословскую установку, убедив себя в том, что шаг к принятию цифровых идентификаторов личности не является вопросом исповедования веры и не имеет религиозного значения. А сегодня словно «вдруг» оказалось, что одной ногой уже стоим в царстве антихриста.

Появились и горькие плоды допущенной ошибки: мы все понимаем, что отказаться от комфорта и взаимоотношений с этой системой и «выйти от нее», как повелевает Дух Святой (Откр. 18: 4), общество уже не в силах!

Не удивительно, что и дискуссии о духовных рисках безрассудного потребления подобных «благ» цифровизации теперь раздражают большую часть общества. Много веков назад о таком социальном конфликте и духовной трагедии предупреждал преподобный Ефрем Сирин:

«Кто имеет ум, обращенным на житейские дела, и любит земное, тому не будет сие ясно, ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит об этом. А святые укрепятся, потому что отринули всякое житейское попечение о своей жизни… Восплачут великим плачем все Церкви Христовы…»

 

Решающий вопрос исповедания веры

В духовном измерении всё происходящее в течение последних трех десятилетий свидетельствует об истинности слов апостола Павла о том, что отступление от Христа совершается постепенно: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление…» (2 Сол. 2: 3), «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4: 1), «ибо тайна беззакония уже в действии» (2 Сол. 2: 7). А это значит, что и усвоение человечеством духа антихриста с его печатью-начертанием так же совершается поэтапно — не вдруг.

Поэтому Спаситель предупреждает: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» (Лк. 21: 34—35).

Поэтому и святые отцы учат: «Видя приближающийся грех, не скажи, что он не победит тебя. Ибо насколько ты предался ему, настолько ты уже и побежден им. Все бывающее начинается с малого…» (преподобный Марк Подвижник).

А нам уже навязан вход на новый уровень — в систему вакцинации, без которой так же, как и без цифрового идентификатора личности, вскоре никто не сможет быть участником системы экономических отношений — потеряет право официально «покупать и продавать». Вроде незаметно, но уже и вторая нога занесена, чтобы переступить через ту «красную черту», откуда возврата к пути спасения души больше может и не оказаться. Ибо антиковидные вакцины способны генетически модифицировать человека — как минимум… И что будет, если, следуя требованиям системы, вкалывать их в свое тело каждые полгода? Сохраним ли в себе человека разумного? Сохраним ли веру Христову и образ Божий?

И если, по свидетельству святых, именно вакцина будет способом нанесения «печати-начертания» зверя — значит, вхождение в эту систему окончательно отдаст «вельможам Земли» бразды тоталитарного контроля и управления всеми народами. Поэтому те, кто прежде долгие годы многократно соглашался с «системой», принимая правила ее игры, уже не смогут узнать своей погибели… Этот очередной добровольный шаг станет завершением долгого добровольного пути в новое глобальное царство поклонения той самой личности, которая явится и «по своей интеллектуальной мощи будет способна вывести человечество из тех кризисов, в которые оно попало», — так говорит об антихристе Патриарх Кирилл (14).

* * *

Зачем мы об этом говорим?

Затем, что наши души и наша вера в опасности, и к каждому ныне живущему обращен евангельский вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). А нас все больше склоняют верить СМИ, ВОЗу и вакцине…

Затем, что, размышляя о новой системе вакцинации, мы уже стоим перед выбором: остаться ли нам среди тех, кому «будет лучше других, поскольку, по слову преподобного Паисия, таковым поможет Сам Христос».

Перед нами действительно разворачиваются великие события. И для того чтобы устоять в великом, нужно учиться быть «верным в малом» (ср.: Лк. 16: 10) — так учит нас Господь. Первая же заповедь по евангельскому тексту — «покайтесь и веруйте во Евангелие» (Мк. 1: 14).

«Покайтесь» и «веруйте»! А живая, спасительная вера проявляется в исполнении заповедей Нового Завета. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Верность заповедям служит чертой разделения между верным и неверным. Ибо как в каждом исполнении заповедей видится вера и исповедование Христа Господа, так и во всяком нарушении заповедей Его находится неверие в Него и отречение от Него. Таким образом верным душам, всегда неуклонно исполняющим повеления и законы Господа, Он по мере веры их и по мере их Ему повиновения дает чистое, верное, умное зрение. Это зрение, о коем я говорю, есть знание, коим верно знают, что есть истинно добро, а что есть истинно зло… чтобы не смотреть на пагубу душ, как на спасение, и на спасение, как на пагубу» (Слово 24).

Верность же в малом начнет реализовываться, если начнем заботиться об исполнении заповедей в абсолютно каждом случае нашей жизни, в том числе и в испытаниях, которые всем миром мы переживаем сегодня. И даже если в чем-то отступаем от заповедей Христовых, будем каяться и возвращаться, уповая на то, что молитвами Пресвятой Богоматери и всех святых не допустит нам Господь дойти до того ослепления, о котором говорит преподобный Симеон Новый Богослов, — «чтобы не смотреть на пагубу душ, как на спасение».

«Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21: 34—36).

Кавказские пустынники
иеросхимонах Нектарий (Ковальчук),
иеромонах Константин (Ковальчук)

 Примечания

1. Паисий Святогорец, старец. Слова. Духовное пробуждение. М., 2009. Т. 2. С. 193—194.

2. Такое мнение не находит обоснования ни в словах Священного Писания, ни в святоотеческом учении Православной Церкви. Эта мысль произрастает из «писаний» некого еретика Лже-Ипполита, который извратив «Слово о Христе и антихристе» святителя Ипполита Папы Римского, писал: «Та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца Неба и Земли”…» Однако даже этот еретик не допускал мысли о том, что перед принятием «печати антихриста» будут требовать словесного отречения от Христа. Сегодня же этот ложный стереотип насаждается верующим даже с амвонов православных храмов. Все способствует формированию неправильного образа восприятия апокалиптических событий и принятия «печати-начертания». Поэтому нам нужно быть внимательными, чтобы не оказаться в числе тех людей, о которых апостол Павел сказал: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1: 16).

3. См.: Откр. 3: 10.

4. Хотя наряду с утверждением об отсутствии религиозного значения вакцинации через запятую озвучиваются весьма странные духовные толкования этого же процесса: мол, «не привив себя и своих родственников, человек нарушает заповедь “Не убий” и будет должен отмаливать этот грех до конца своих дней…»

5. Свт. Игнатий Брянчанинов говорит, что в духовной жизни мелочей нет. Об этом свидетельствуют и многие слова Священного Писания: «Из сердца исходят злые помыслы… это оскверняет человека» (Мф. 15: 19—20); «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28); «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10: 31); «Питающаяся же пространно жива умерла» (1 Тим. 5: 6); «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2: 15); «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются… Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8: 7—8).

6. «Вавилон имеет значение собирательное. Есть понятие не столько географическое и политическое, сколько морально-мистическое… В этом смысле он есть как бы повествование, написанное на языке духовного мира как бы о том, что происходит на земле» (Протоиерей Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна).

7. Валентин Юрьевич Катасонов — доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства, профессор кафедры международных финансов МГИМО, председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова, автор монографий и учебных пособий, известный публицист, постоянный автор канадского информационного ресурса Global Research, принадлежащего некоммерческой организации «Центр исследований глобализации».

8. https://www.business-gazeta.ru/article/462708

9. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-65487.htm

10. «В Древней Греции словом “pharmakos” уничижительно называли человека, которого приносили в жертву во время внезапно обрушившихся несчастий. В то же время древнегреческий грамматик Элладий (IV в. до н. э.) утверждает, что подобные искупительные жертвы были впервые принесены, дабы очистить город от заразной болезни. Для фармакос-церемонии выбирался человек в каком-либо отношении нечистый. Это мог быть раб, калека или вызвавшийся умереть ради блага своей страны доброволец. Сначала “pharmakos” изгонялся от города, а потом секли его самого, дабы привлечь зло в его тело. Поэтому слово “pharmakos” означало еще и «одурманенный наркотиками и колдовством», а также “избитый, искалеченный”. Согласно упоминаниям древнегреческих поэтов, писателей и философов, фармакос-церемония пользовалась заметной популярностью с I в. до н. э. по II в. н. э. (Прим. ред.: как раз в то время, когда апостолом Иоанном было записано Откровение). Позже термин “фармакос” трансформировался в “фармакеус” (pharmakeus) и стал означать снадобье, заговоренное зелье. В частности, современный философ Жак Деррида в своей работе “Фармация Платона” отмечает, что великий древнегреческий философ писал: “Фармакон никогда не может быть просто благотворным, потому что приносит боль, а на более глубоком уровне — вред, поскольку он искусственен. Он противоречит естественной жизни: не только жизни в тот момент, когда ее не осаждает никакой недуг, но даже и недужной жизни или, точнее, жизни недуга. Строение или сложение любой болезни сходно с природой живого существа, которая должна пройти определенную последовательность жизненных сроков и достичь строго положенного ей предела времени… Потому обрывать их течение прежде положенного предела силой снадобий (φαρμακείαις) может лишь тот, кто хочет, чтобы из легких расстройств проистекли тяжелые, а из немногих — бесчисленные». https://amm.net.ua/farmak-word.html

11. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-12400.htm#%CE%92%CE%9F%CE%97%CE%98%CE%97%CE%9C%CE%91_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

12. Уместно заметить, что слова Откровения апостола Иоанна, обращенные в будущее, записаны в прошедшем времени, что еще раз говорит об относительном значении согласования времен.\

13. Рождественское интервью. http://www.patriarchia.ru/db/text/5746352.html

14. Там же.

Автор:
иеросхимонах Нектарий (Ковальчук), иеромонах Константин (Ковальчук)

Добавить комментарий