Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии. К 5-летию Черноморского Всехсвятского подворья Высоко-Петровского монастыря

Черноморское подворье московского Высоко-Петровского мужского монастыря при храме во имя Всех святых было основано на окраине села Волконка Лазаревского района Сочи, в местности, именуемой здесь Монахова Поляна. Эта место тихое, доныне малолюдное и уединенное. Вдоль одной из границ земельного участка подворья тянется живописное сухое ущелье, поросшее соснами, — в сильный дождь оно снова становится полноводной речкой. Ее старинное название — Сосновая Балка, так она именуется на земельных планах конца XIX — начала XX века. Над Монаховой Поляной поднимается отрог небольшого хребта — Монахова гора. Под горой, ниже Монаховой Поляны, есть маленькие пересыхающие речки, на старых картах названные Цементной Балкой и Дачной Балкой. Еще ниже течет более крупная река — Годлик, в ущелье которого расположены природные достопримечательностями и широко известные туристические объекты — мегалитический памятник Волконский дольмен и скалы Два Брата. Над устьем Годлика есть еще более важный и значимый памятник археологии и истории — руины средневековой крепости, о ней скажем позднее.

Вид на Монахову гору от крепости Годлик

Вид на Монахову гору от крепости Годлик

Мыс с Монаховой Поляной над ним

Мыс с Монаховой Поляной над ним

На Монахову Поляну ведут нелегкие лесные и горные пути

На Монахову Поляну ведут нелегкие лесные и горные пути

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №4

Все обширное урочище Годлик, включая Монахову Поляну, в период после завершения в 1864 году Кавказской войны и начала освоения Российской империей здешнего края принадлежало прославленному генералу Василию Александровичу Гейману (боевой, героический генерал, участник войн Кавказской и русско-турецкой 1877—1878 годов, о котором слагались песни). Наследниками генерала землевладение в 1890 году было продано доктору медицины петербургскому врачу Федору Августовичу Плинатусу. Плинатус в 1901 году продал часть большого землевладения (расположенный на возвышенности участок, где сейчас подворье) генералу Петру Александровичу Фролову. (Этот видный военный деятель, член Государственного и Военного советов Российской империи в революционном 1918 году жил в Крыму, где у него тоже было имение. Там теряются следы генерала, дальнейшая его судьба неизвестна.) Большая часть имения, в долине Годлика, отошла к князьям Волконским, от имени которых получило название село Волконка.

Участок генерала П. А. Фролова на общем плане северо-западной части урочища Годлик. 1901 год

Участок генерала П. А. Фролова на общем плане северо-западной части урочища Годлик. 1901 год

Черноморское Всехсвятское подворье учреждено в мае 2018 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В настоящее время на подворье четыре насельника — настоятель, игумен Петр (он одновременно является духовником Высоко-Петровского монастыря), и четыре монаха. Есть трудники, которые помогают монахам в работах.

Настоятель подворья игумен Петр (Пиголь)

Настоятель подворья игумен Петр (Пиголь)

Братия

Братия

В 2023 году подворью исполнилось 5 лет. Но монахи из Высоко-Петровского монастыря познакомились с Монаховой Поляной раньше, еще в 2013 году. Земля под строительство подворья была пожертвована Высоко-Петровскому монастырю владевшими ею тогда супругами Церковниковыми, Вадимом Михайловичем и Маргаритой Георгиевной. С благословения Патриарха в 2016 году началось активное освоение и благоустройство земельного участка. Он был весь заросший сорной растительностью, переплетенный колючкой. Начались работы по реконструкции старых, заброшенных построек. Вначале не было никаких удобств для проживания, вовсе не было воды. Ее набирали или из маленького ручья под Монаховой Поляной, у железной дороги, или ездили в среднее течение соседней реки Чухукт, где село Каткова Щель. Преодолевать все житейские трудности помогала надежда на помощь Божию и вера в то, что монашеская обитель не просто строится заново, но воссоздается в святом, благодатном месте, на месте прежней обители, освященном молитвой и трудами прежних отцов.

Предание о Монаховой Поляне

Об этом говорит устное предание, бытующее у жителей Волконки. Согласно ему, здесь до революции и в первые революционные годы обитали монахи, укрывались от невзгод, молились, трудились в пустынном месте, которое поэтому и получило такое название — Монахова Поляна. Это название (а также Монахов, Монахов Хутор) нанесено на современные геодезические планы упоминается в краеведческих книгах. (См. книгу краеведа Владимира Ивановича Ворошилова «Топонимы российского Черноморья: История и этнография в географических названиях. Майкоп, 2007.)

Возможно, монахи и собрались на Монаховой Поляне в то время, когда начались гонения на Церковь Христову, на православные обители.

Поклонный крест

Поклонный крест

В конце Гражданской войны, весной 1920 года, на побережье шли бои. Предание утверждает, что на Монаховой Поляне укрывались раненые белые офицеры. Те из них, кто не выжил, были похоронены на уступе обрывистого юго-восточного склона Монаховой Поляны, где сейчас поставлен поклонный крест. Братия, ожидавшие прихода революционеров и разгрома своей обители, сами подожгли постройки и, как говорит предание, уплыли в Турцию (может быть, в Константинополь и далее через проливы с прочими беженцами). А источник хорошей питьевой воды, которыми иноки пользовались, почитая святым, скрылся под землей после их ухода и снова появится на Монаховой Поляне, когда здесь возродится обитель, возобновится монашеская жизнь.

Передают рассказы о том, что над Монаховой Поляной люди видели некий столп света, восходящий к небесам. Об этом же недавно рассказывал местный житель, который сам видел такое свечение, сияние с балкона своего дома. Рассказ нами был опубликован на сайте. («Проснулся ночью — и не пойму, почему так светло. Увидел над горой сильное свечение или сияние, внутри которого находился кто-то. У меня подкосились ноги, и дальше я смотрел, вцепившись в балкон руками. Сияние напоминало воскресшего Господа на иконе. Казалось, сама ночь светилась изнутри. Продолжалось это недолго. Потом — как звезда упала, как будто солнце быстро закатилось в то место, где, как я понимаю, был монастырь».)

Побережье Лазаревского района. Вид на Монахову гору от села Чемитоквадже

Побережье Лазаревского района. Вид на Монахову гору от села Чемитоквадже

Таково в главных чертах местное предание.

В документах находится подтверждение тому, что оно основано на реальных фактах, а исторические свидетельства, записки участников трагических событий дополняют и раскрывают это устное повествование.

Большевики, придя на время к власти, в марте 1918 года объявили Черноморскую губернию Черноморской советской республикой. Вскоре грузинская армия, тесня большевиков, начала наступление вдоль побережья с целью завладеть им. В июле 1918 года был захвачен и «временно присоединен» к Грузинской республике Сочинский округ, после чего грузины заняли Туапсе, а в северном направлении, перевалив через хребет, достигли станицы Хадыженской. Подразделения белой Добровольческой армии в августе 1918 года вошли в Екатеринодар. Ее генералы, отстаивавшие идею единой и неделимой России, вступили в борьбу за восстановление дореволюционных границ Черноморской губернии. В августе — сентябре белые войска заняли побережье от Новороссийска до Лазаревского, в начале 1919 года освободили Сочинский округ и остановились на реке Бзыбь. Впоследствии же, когда основные деникинские силы начали с боями продвигаться на север, к центральным российским губерниям, оставленные для защиты Черноморского побережья отряды не удержали позиций — отступили к Адлеру под натиском грузинских войск, а также в результате налетов «зеленых» партизан, поддерживавших грузин. Позднее фронт закрепился на реке Мехадырь (Махадыр) между Адлером и Гагрой.

Движение зеленых разрасталось, деникинские войска Черноморского побережья противостояли их вооруженным выступлениям, предотвращали диверсии, нападения на поезда и обозы. В начале 1920 года зеленые отряды захватили Сочи и подошли к границам Туапсинского округа. (Перед революцией окрестности Лазаревского вошли в Туапсинский округ Черноморской губернии, граница которого с Сочинским округом пролегала немного южнее урочища Годлик.) 13 февраля завязался бой на реке Шахе. Зеленым противостояли отступившие из Сочинского округа остатки 52-й отдельной пехотной бригады, армянский батальон полковника Чимишкианца, а также офицерский батальон полковника Галкина, 10-й сводный полк и пластунская сотня есаула Базарова, прибывшие из Туапсе. Эти добровольческие соединения, находившиеся под общим командованием полковника Жуковского, в бою понесли большие потери и потерпели поражение. Зеленые сообщали, что преследование отступавшего в направлении Лазаревского — Туапсе «противника продолжалось до позднего вечера 13 февраля», «офицерский батальон и часть 10-го сводного полка, бросив две батареи и обоз, успели пробиться к линии железной дороги», в то время как отряды, «припертые к горам», были разгромлены. Не исключено, что у монахов укрывались белогвардейцы, сражавшиеся на Шахе. По завершении боя они, пробираясь по железной дороге, вышли к обители и приютились на Монаховой Поляне, а кто-то из тяжелораненых нашел здесь и вечное пристанище.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №10

Не исключено также, что у братии искали убежища участники последнего отступления казачьих войск, бывшего весной 1920 года, при крушении «белого фронта» на побережье. После эвакуации белых из Новороссийска оставшиеся части («1-й и 2-й Кубанские конные корпуса, содержащие по две казачьи дивизии, 4-й Донской казачий корпус и Черкесская дивизия») с боями отходили к Туапсе и далее к Сочи и Адлеру, чтобы погрузиться на корабли или пробиться в Грузию. В апреле 1920 года бои шли и на реке Аше, и «в районе Катковой дачи». В районе Лазаревского, на реке Псезуапсе, с 1 по 4 апреля длился бой белых и красных соединений, в котором сражались юнкера Кубанского Алексеевского училища.

Вспоминает Константин Тимофеевич Баев (1901—1979):

«В 1919 году, будучи воспитанником последнего курса Кубанского войскового технического училища, я ни о чем другом, как о своем учении, не думал. Но в связи с создавшимся на фронте Белой армии серьезным положением была вдруг объявлена мобилизация и учащейся молодежи. Был мобилизован и я в возрасте 18 с половиной лет и попал в учебный ученический батальон при Кубанском генерала М. В. Алексеева военном училище в городе Екатеринодаре.

В начале весны 1920 года Екатеринодар был оставлен белыми, и мы, перебравшись через реку Кубань по железнодорожному мосту, ушли через аул Тахтамукай в горы, направляясь на город Майкоп. Непролазная грязь весенней распутицы делала этот поход особенно изнурительным. Узнав в пути, что Майкоп уже занят большевиками, мы повернули на станицу Хадыженскую и далее — на Туапсе, с небольшими остановками для ликвидации гнезд “красно-зеленых”, нападавших на поезда и занимавшихся грабежами. После Туапсе мы шли походным порядком по шоссе вдоль Черноморского побережья и в канун святой Пасхи прибыли в селение Лазаревка. Отдохнув там несколько дней, мы заняли позицию, перейдя реку Псезуапсе. В течение трех дней мы отбивали атаки красных, на четвертый же день наш ученический батальон оказался отрезанным от наших главных сил. Не желая сдаваться красным, мы вместе с Кубанским училищем после четырехдневного почти беспрерывного похода по горам, без пищи и зачастую без воды, нагруженные амуницией, тяжелыми пулеметами и патронами, перебрались через быструю и полноводную реку Шахе и на пятый день наших скитаний присоединились к своим войскам…»

Из рапорта Константина Константиновича Зродловского (1889—1983), командира 12-й юнкерской сотни Кубанского Алексеевского училища:

«В бою 3 апреля на реке Псезуапсе 1-й взвод моей сотни в течение четырех часов обстреливался действительным пулеметным огнем. На следующий день 3-й взвод сотни, находившийся на правом фланге позиции против села Алексеевка, вступил в перестрелку с противником, наступавшим на нашу заставу… Два наши батальона 4 апреля были отрезаны большевиками и пять дней находились у них в тылу…»

А вот красноармейская «оперсводка»:

«16.4.1920 г. В районе Лазаревской редкая ружейная перестрелка: наша артиллерия обстреливает резервы противника, группирующегося по дачам юго-восточнее Лазаревской. Утром со стороны Сочи подошел к Лазаревской неприятельский крейсер, который в течение 20 минут обстреливал ураганным огнем артиллерии [позиции большевиков], после чего скрылся в направлении Сочи. Наштарм 9 [т. е. начальник штаба 9-й армии] Душкевич».

В событиях участвовало множество морских судов — военных и гражданских, русских и иностранных. Они поддерживали белые войска артиллерийским огнем, эвакуировали тысячи людей из портов Кавказского побережья в Крым, Константинополь, Грецию; подбирали тех, кто еще оставался на берегу. По воспоминаниям, некоторые из беженцев, «более энергичные», «разыскивали в порту шлюпки и оставленные маленькие катера и на них, иногда без весел, гребя лишь досками и руками, выходили за входные маяки», где большие суда брали их на борт. Были случаи, когда с кораблей к берегу высылались шлюпки. Как видим, повествование о том, что монахи уплыли на лодке, направляясь в Турцию, тоже вполне соответствует историческим реалиям: скорее всего, они добрались до одного из кораблей, увозивших беженцев в Константинополь, и на нем покинули Кавказское побережье.)

Становление обители. Чудо с водой

Насельники подворья были вдохновлены преданием. Они стремились возродить обитель на прежнем месте, наладить внутреннюю монашескую жизнь, устроить храм для общей церковной молитвы, для служения Божественной литургии.

Малое освящение временного домового Всехсвятского храма. 2019 год

Малое освящение временного домового Всехсвятского храма. 2019 год

Временный домовый храм во имя Всех святых был освящен малым чином 23 июня 2019 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, на Собор всех святых — престольный праздник подворья. Освящение по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев), ему сослужил настоятель подворья игумен Петр (Пиголь).

В октябре 2021 года временный домовый храм был обновлен: по благословению митрополита Каширского Феогноста, викария Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, храм перенесли из ветхого старого здания в помещение в новом колокольном корпусе (во входной группе со звонницей).

Колокольный корпус с временным храмом

Колокольный корпус с временным храмом

Другой дом был реконструирован под братский корпус с трапезной и служебными, подсобными помещениями. Подсобные и складские помещения устроены и в колокольном корпусе, в нем же расположен архондарик для приема паломников и посетителей подворья. Вскоре должно состояться освящение храма-часовни во имя святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, уже получено на это благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Храм-часовня — деревянный, как и входная группа и большинство прочих построек подворья.

Колокольный корпус; за кипарисовой аллеей и монастырской оградой — братский корпус

Колокольный корпус; за кипарисовой аллеей и монастырской оградой — братский корпус

У храма-часовни

У храма-часовни

Когда начали созидать подворье, воды, как уже говорилось, здесь не было. От речки Сосновой Балки осталось лишь живописное сухое ущелье на границе подворской территории. Воду набирали из небольшого ручья на склоне над железной дорогой, к нему же спускались обитатели соседних домов. Братия ездили на реку Чухукт, воду запасали в приобретенную цистерну объемом 2000 литров. Местные жители много лет подряд искали артезианскую воду, вызывали на Монахову Поляну специалистов для бурения скважин. Бур уходил глубоко в грунт, проходил многие десятки метров, попадал иногда в карстовые полости — воды не было. Остатки пустых скважин и колодцев, которые выкопали люди, и сейчас видны в окрестностях подворья.

Однажды один человек (это было еще до основания подворья) обнаружил в сухой Сосновой Балке старый колодец с каменной кладкой, с бетонным перекрытием, в которое был вмонтирован металлический люк с дореволюционным замком. Спилив замок, увидел воду, но его это не заинтересовало, поскольку он не жил на Монаховой Поляне. Через несколько лет он рассказал об этой находке отцу Петру. Колодца уже не было видно, и монахи приложили большие усилия, чтобы его найти. Найдя колодец, почистили его, но воды для нужд подворья оказалось недостаточно. (Колодец сейчас можно увидеть, к нему в Сосновую Балку можно пройти).

Сосновая Балка, бывшая, согласно плану 1901 г., границей участка генерала Фролова. Ныне граница территории подворья

Сосновая Балка, бывшая, согласно плану 1901 г., границей участка генерала Фролова. Ныне граница территории подворья

Старый колодец в Сосновой Балке

Старый колодец в Сосновой Балке

Вода была крайне необходима для жизни и деятельности, поэтому братия, хотя и помнили неудачные опыты предшественников и соседей, пригласили бурильщиков, чтобы начать работы на территории подворья в надежде на помощь Божию. Перед началом работ прочитали молитву «О благополучном копании колодца» с окроплением святой водой места бурения скважины. Господь указал нужное место для бурения. Бур прошел 38 метров, и были обнаружены подземные воды. Вода пошла из скважины, и теперь этот источник не оскудевает, воды на подворье достаточно.

Фотографии 2018 года. Молитва перед началом бурения. Скважина

Фотографии 2018 года. Молитва перед началом бурения. Скважина

Братия считает появление воды чудом Божиим, свидетельством Божественной помощи, покровительства Пресвятой Богородицы и всех святых подворью во исполнение обетований, сохраненных местным благочестивым преданием.

Подворье сегодня. Жизнь братии. Богослужение. Храмы и святыни

Подворье строится помощью Божией, на пожертвования верующих людей, желающих во исполнение заповеди Господней о любви к Богу и ближним помочь в добром деле созидания храмов Божиих и монашеских обителей — «селений Господа сил». О них, благодетелях наших, в храме подворья возносится горячая монашеская молитва: «Строителей, благотворителей, благоукрасителей святаго храма сего и святыя обители сея да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Великая Пятница. 2023 год. Богослужение во Всехсвятском храме

Великая Пятница. 2023 год. Богослужение во Всехсвятском храме

Богослужебный день на подворье начинается рано, в 6.00. Утреннее богослужение (оно бывает каждый день за исключением дней, накануне которых положено всенощное бдение) состоит из утренних молитв, полунощницы, чтения канонов — Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице, акафиста (Иисусу Сладчайшему или же, в пятницу, Пресвятой Богородице), братского молебна всем святым — небесным покровителям подворья. Затем начинается Божественная литургия, если она есть в этот день по расписанию. Литургия, как правило, служится два-три раза в седмицу по будням и совершается в праздничные и воскресные дни. По субботам совершается заупокойная лития или панихида.

Божественная литургия в храме подворья

Божественная литургия в храме подворья

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №20

Время после богослужения, между трапезами, занято выполнением послушаний, которых множество: строительные и благоукрасительные труды, благоустройство территории, садово-огородные работы, обеспечение братии всем жизненно необходимым, поддержание монашеского быта и прочее, прочее. Все делается монахами, по святоотеческой заповеди, с молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Есть послушания по приему имен для церковного поминовения, ведению обительской переписки, представительской работе и связи с городскими властями, издательской деятельности. Отдельное послушание — поддержание и развитие сайта и социальных сетей.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №21

Свободное время святые отцы советуют монахам употреблять на чтение душеполезных книг, для чего на подворье создается библиотека.

Создается библиотека

Создается библиотека

Трапеза в обители совершается по уставу — дневная и вечерняя, утром для трудящихся по послушанию бывает завтрак. Паломники и гости обители угощаются на архондарике — в специальном помещении для встречи и приема гостей, по благословению настоятеля в дни больших праздников богомольцы могут быть приглашены в братскую трапезную.

Церковные службы на подворье в настоящее время совершаются во временном домовом храме во имя Всех святых. Он устроен в колокольном корпусе. Храм небольшой, но в нем уже собрано много святынь, икон, которые почитаются на подворье. Среди них особо выделяется образ святителя Митрофана Воронежского.

Икона святителя Митрофана Воронежского. На иконе большого размера святитель Митрофан предстоит в рост, в архиерейской мантии и схимническом куколе, с жезлом и благословляющей десницей на фоне воронежского Благовещенского собора. Вверху изображен почитавшийся святителем Смоленский образ Божией Матери, который держат ангелы. Икона украшена старинной, недавно отреставрированной посеребренной ризой с позолотой на нимбах. Лики и руки современного строго канонического письма. Образ был передан в дар от наместника и братии Высоко-Петровского монастыря Черноморскому подворью к годовщине освящения домового храма и вручен 14 июня 2020 года, в день престольного праздника. Святитель Митрофан Воронежский — один из наиболее чтимых русскими православными людьми святых, особенно почитается святитель на Юге России. Он пребывает в числе небесных покровителей Высоко-Петровского монастыря и Афонской Пантелеимоновой обители.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №23

Икона Божией Матери Свято-Крестовская — воспроизведение чтимого образа Свято-Крестовского Пресвятой Богородицы из северокавказского города Будённовска (до революции — Святой Крест), созданного мастерами в 1995 году в память о чудесном явлении Божией Матери при захвате заложников террористами. Пресвятая Богородица изображена Такой, Какой Ее видело множество людей, с сияющим одесную Крестом. Святой образ был выполнен ручной вышивкой, также и его воспроизведение выполнено вручную вышивкой-мозаикой и украшено каменьями. Надпись на обратной стороне иконы свидетельствует, что она создана боголюбивыми христианами в Кемерове в 2019 году и пожертвована ими в храм подворья во имя Всех святых.
Икона Божией Матери Свято-Крестовская почитается на Кавказе, особенно в Ставропольской епархии, где ей установлено празднование 5/18 июня.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №24

Иконы Спасителя и Божией Матери Феодоровская. Икона Господа Иисуса Христа Вседержителя — поясная, старинного письма (предположительно середины XIX века). К этому же времени относится и Феодоровский образ Божией Матери — список с великого чудотворного образа, пребывающего в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме. Обе святые иконы покрыты окладами и помещены в киоты, богато украшенные резьбой и позолотой. Священные изображения, а также киоты были недавно отреставрированы мастером по предложению благодетеля, который принес поновленные святыни в дар Черноморскому Всехсвятскому подворью во время торжеств в день престольного праздника в 2020 году.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №25
К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №26

Афонская икона Божией Матери была написана по просьбе одного святогорского монаха, после того как он во время молитвы удостоился видения Пресвятой Богородицы. Царица Небесная изображена именно Такой, Какой Ее видел святогорец. Монах отдал икону благочестивому паломнику из Москвы, а тот отдал святой образ своему другу, московскому священнику, для передачи кому-либо на усмотрение того. Священник вручил икону игумену Петру, считая его своим учителем и наставником, который к тому же подвизался в свое время на Афоне. Таким образом эта замечательная икона прекрасного, строго канонического письма прибыла на подворье, с духовной радостью и благодарностью была встречена братией и находится в домовом Всехсвятском храме, рядом с иконостасом.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №27

Икона преподобного Романа Сладкопевца. Образ заказал у иконописца один благочестивый человек для своих духовных нужд. Но Промыслом Божиим получилось так, что он по ряду обстоятельств за лучшее рассудил передать икону подворью. После освящения образ поместили во Всехсвятский храм. Икона выглядит необычно — белое на светлом, почти без объема «легкое» изображение святого привлекает внимание богомольцев, которые с молитвой поклоняются преподобному Роману пред его святой иконой, любят ее и почитают.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №28
Икона избранных святых — большой образ хорошего письма. Среди святых изображен апостол Андрей Первозванный, который почитается как небесный заступник и покровитель Черноморского побережья и всей земли Русской.
К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №29

Икона преподобного Никодима Святогорца с частицей мощей святого передана на подворье в феврале 2023 года. При святых мощах есть сертификат, свидетельствующий об их подлинности. Преподобный Никодим Святогорец «богатством Божественных словес, яко свет, мiрови возсиял», святого именуют «великим и мудрым учителем Церкви, чудом афонских монахов, сияющей утренней звездой небесной мудрости и жизни во Христе». Просиявший не столь давно святой был в числе подвижников, подготовивших к изданию величайший труд — «Добротолюбие», множество других душеполезных книг (среди них «Невидимая брань», «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин», «О Таинстве Божественной Евхаристии»), множество служб церковных составил и написал он ради пользы ближних и духовного обогащения святой Церкви.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №30

Есть еще прекрасные иконы в окладах — Матери Божией Одигитрия и святителя Николая, который очень чтится братией, является небесным покровителем подворья.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №31
К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №32

Святителю Николаю, особо почитаемому братией святому, посвящен отдельный храм. Он деревянный, красивой архитектуры, сооружен по проекту выдающегося сочинского архитектора Федора Ивановича Афуксениди. Храм, как уже говорилось, подготовлен к освящению во имя святителя Николая Чудотворца, с Божией помощью скоро будет совершено его освящение.

Храм стоит среди сосен, над крутым склоном, с деревянной галереи открывается дальний вид на морской простор, на закатное небо. Место это особо любимо паломниками. Для них рядом поставлена деревянная беседка, где можно отдохнуть, подышать морским воздухом, заняться душеполезной беседой и размышлениями.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №33

В Свято-Николаевском храме прекрасный деревянный иконостас работы мастерской «Резной Воронеж», почитаемые иконы превосходного, искусного письма — святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №34

Икона преподобного Серафима Саровского современного письма списана с известного чтимого образа преподобного начала XX века, передана на подворье в 2021 году. Пред этой иконой, помещенной в большой деревянный резной киот, братия служат молебны с акафистом святому, почитая его одним из своих небесных покровителей.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №35

Недавно написанная большая прекрасная икона святителя Николая была передана на Черноморское подворье для храма-часовни как храмовый образ. Братия надеются, что для этой святой иконы с помощью Божией будет сооружен деревянный, украшенный резьбой киот, подобный тому, в который помещена икона преподобного Серафима.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №36

Одна из самых чтимых на подворье святынь — «подокладный» старинный образ святителя Николая, почитаемый чудотворным, — скоро должен возвратиться в храм, украшенный новой ризой. Риза уже готова, сейчас изготавливается киот. От этой иконы в годы Великой Отечественной войны произошло чудо, когда молитвами святителя Николая были спасены от расстрела люди.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №37

Деревянная резная икона святителя Николая примечательна тонкостью резьбы и красивым светлым цветом дерева. Образ установлен на стене алтарной части храма-часовни, снаружи; был освящен 19 (6) декабря 2021 года, в день памяти святителя, когда после Божественной литургии состоялся молебен с крестным ходом к храму.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №38

Есть еще другие замечательные иконы, они находятся в братском корпусе, в кабинете настоятеля и в трапезной (Матери Божией Казанская, святителя Николая Чудотворца XIX века, священномученика Харалампия современного письма. Священномученик по молитве пред этой иконой помогает братии с пропитанием).

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №39

Колокола подворья. На церковную службу братию и богомольцев созывает звон десяти прекрасных колоколов, установленных в два ряда на звоннице подворья. Благозвучным церковным звоном оглашается не только Монахова Поляна — его слышно далеко в окрестностях. Первые небольшие колокола были пожертвованы подворью в 2019 году. Вскоре их набор пополнился колоколами большего размера, в числе которых большой колокол — благовестник, производящий звон, именуемый благовестом. Этот колокол — памятный, он посвящается, как гласит надпись на нем, молитвенной памяти о упокоении души раба Божия Михаила — известного мецената, церковного благотворителя Михаила Абрамова (отошел ко Господу в 2019 году).

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №40

Новый храм. В декабре 2021 года Святейший Патриарх Кирилл дал свое благословение совершить на Черноморском подворье Высоко-Петровского мужского монастыря чин освящения закладного камня в основание нового храма во имя Всех святых и утвердил проект храма, который заменит существующий временный храм.

Сейчас ожидаем чина освящения камня, его должен совершить наместник Высоко-Петровского монастыря епископ Луховицкий Евфимий, викарий Патриарха Московского и всея Руси. Пока подготавливаем строительную площадку и возводим подпорную стену вдоль территории. Стена необходима для предохранения земли от оползневых процессов и для дальнейшего строительства.

На этом месте должна состояться закладка храма

На этом месте должна состояться закладка храма

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №42
Сооружается подпорная стена

Сооружается подпорная стена

Братский корпус и монастырская стена. Кипарисовая аллея. Братский корпус находится на закрытой для паломников монашеской территории, но его видно из-за монастырской ограды. Корпус красиво отделан штукатуркой снаружи, отделка выполнена в архитектурном стиле афонских и балканских келейных обителей и скитов. В этом же стиле (проект нашего отца эконома) выстроена длинная монастырская стена с несколькими разноуровневыми крепостными пряслами, в соответствии с рельефом местности она спускается к храму святителя Николая.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №44
К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №45

Вдоль стены высятся старые кипарисы, некоторые из них, возможно, посадки еще прежних, дореволюционных насельников. Под кипарисами красиво выложена из камня аллея с пологими ступенями — мы зовем ее «аллеей кающихся грешников». По ней с молитвой братия и богомольцы идут к храму и братскому корпусу.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №46
К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №47

В стенных нишах и над входными вратами будут помещены мозаичные изображения небесных покровителей подворья и монашества, Нерукотворный образ Спасителя, иконы Матери Божией «Нерушимая Стена» и Иверская «Вратарница», зажжены неугасимые лампады. Сейчас установлены изображения временные, отпечатанные в типографии, но мы уже начали делать мозаики, для чего при подворье создается специальная мастерская.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №48
К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №49

Название иконы — «Портаитисса» («Вратарница») — говорит о том, что этот образ матери Божией традиционно помещается при вратах — монастырской великой порте. Всем православным известна прославленная древняя чудотворная икона, одна из главных святынь христианского мiра — икона «Вратарница Афонского Иверского монастыря. Прославлены чудотворениями и многие ее списки. Мозаичная икона Портаитиссы будет находится справа от входных врат нашей обители. А над вратами установим священное изображение Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» в ознаменование того, что заступничество Матери Божией — твердое ограждение христианам от всякого греха, бед и напастей. Входя во врата, хорошо повторять молитвы: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим».

Для нас образ «Нерушимая Стена» знаменателен еще и тем, что его праздник совпадает с престольным праздником обители — Неделей всех святых, следующим после дня Святой Троицы воскресеньем.

С благодарностью примем посильные пожертвования для благоукрашения подворья, для создания мозаичных икон, очень нуждаемся в такой помощи. Просим во славу Божию принять участие в наших трудах своими лептами, поддержать братию в богоугодном деле!

Апостольские места. Тропы Монаховой Поляны

В числе важных для братии дел и забот — благоустройство троп по окрестностям подворья — сухому ущелью Сосновая Балка, следующими за ним небольшими ущельями — Второму и Третьему — с их красивыми реликтовыми растениями (пицундские сосны, пушистая скумпия, цветы морозника, ярко-синего эгонихона, зерна-плоды которого поздней осенью напоминают плоды растущих на Афоне «слез Богородицы»). Наши окрестности не только живописны — походы по ним располагают к размышлениям об историческом прошлом края, о древней христианской истории наших мест, памятованию церковных традиций, подвигов святых апостолов и первых христиан.

Цветение Монаховой Поляны

Цветение Монаховой Поляны

Ближайшие окрестности подворья. Пицундские сосны на правой стороне ущелья Сосновая Балка

Ближайшие окрестности подворья. Пицундские сосны на правой стороне ущелья Сосновая Балка

Согласно житию святого апостола Андрея Первозванного, составленному в IX веке «монахом и пресвитером» Епифанием, святой апостол Андрей проходил по этим местам с проповедью христианской веры, направляясь по побережью в Воспор (современная Керчь в Крыму) и далее в Херсон (современный Севастополь, Крым). И хотя, как сообщает житие, здешнее древнее население апостола хотело убить («и убили бы, если бы не увидели его нестяжание, кротость и подвижничество», по словам жития), семена христианства взошли и принесли обильный плод в дальнейшем, когда на Черноморском побережье при великом византийском императоре святом правоверном царе Иустиниане (VI век) развернулось церковное строительство, создавались церковные епархии.

Мы полагаем, что церковная, монашеская история Монаховой Поляны началась не в предреволюционные времена и не во время Гражданской войны, но имеет глубокие корни, коренится в веках раннехристианских, поскольку, согласно исследованиям церковных историков и археологов, совсем рядом в византийскую эпоху находилась крупная крепость, одна из самых больших в Северо-Восточном Причерноморье. Именно она могла быть известным средневековым церковным центром — епархиальным городом Никопсисом с его кафедральным храмом и, возможно, монастырем, находившемся на Монаховой Поляне.

Исторические окрестности подворья. Крепость Годлик

Над устьем Годлика, рядом с деревянным храмом во имя святых царственных страстотерпцев, можно увидеть развалины длинных стен и башен большой средневековой крепости.

К 5-летию подворья. Монахова Поляна: предание, история, жизнь братии, изображение №52

В современном состоянии площадь руин составляет 2,5 гектара, но исследователи считают, что «это лишь часть гораздо большего фортификационного образования».

Почти весь крепостной двор в советское время был занят постройками дислоцированной здесь воинской части, предполагаемые древние сооружения не сохранились, но на основании археологического материала можно думать, что в северной части крепостного двора помещался храм размерами в плане 5 × 9 метров.

По характеру кладки и архитектурно-строительным особенностям исследователи определили римско-византийское «происхождение» крепости. Ранний период ее строительства связывают с началом VI — началом VII века. Памятник описывал известный ученый Юрий Николаевич Воронов, он относил основание крепости к V веку.

Жизнь в крепости продолжалась, по исследованиям, не менее десяти столетий, по временам прерываясь стихийными бедствиями, землетрясениями и после возобновляясь. В XIV—XV веках укрепление перестраивали генуэзцы, основавшие здесь свою факторию. К середине XVII столетия покинутая людьми крепость сильно обветшала и разрушилась, но еще могла служить путешественникам приютом в непогоду, а местное население пользовалось ее пристанью. В XIX столетии от крепости остались лишь руины, именно у этих старых стен в марте 1864 года, в конце Кавказской войны, произошло известное сражение Даховского отряда генерала Геймана с убыхами, о чем мы говорили. На некоторых картах военного времени и более поздних здесь значатся «развалины монастыря». Российские офицеры и переселенцы, чьи воспоминания сохранились, также считали эти камни «остатками древнего христианского храма в каштановой роще», «развалинами древнего монастыря». Благочестивые христианские чувства подсказывали русским людям, что в таком крупном средневековом поселении-крепости или рядом непременно должна была находиться церковь, а возможно, и монашеская обитель. Не находилась ли она на Монаховой Поляне или же на Монаховой горе? — предполагаем мы.

На обширной территории Годликского городища, в северной его части, располагались, согласно исследованиям, жилые постройки и храм (прежние очевидцы-путешественники тоже видели «продолговатую груду развалин», в которую могло превратиться церковное здание), на берегу моря находилась пристань.

Интересно научное мнение, что именно это большое укрепленное поселение являлось Никопсией Зихийской — церковным центром Черноморского побережья в эпоху раннего средневековья. Такое предположение выдвинули специалисты, изучавшие памятник в 1990-х годах в составе археологической экспедиции Уральского государственного университета.

Средневековый город Никопсис Зихийский неоднократно упоминается в исторических источниках (в русскоязычной традиции чаще — Никопсия, возможно из-за того, что название Никопсис (Νίκοψσις) в греческом языке имеет женский род). Документы свидетельствуют, что Никопсис был важным церковным центром, кафедральным городом архиерея, возглавлявшего архиепископию Никопсийскую в Зихии (так называлась в древности область на Черноморском побережье, населенная народом зихами), в составе Константинопольского Патриархата. Архиепископия упоминается уже в наиболее раннем из списков архиерейских кафедр (notitiae episcopatuum) Константинопольской Церкви, датируемом обычно серединой VII века.

Говорится о Никопсисе и в житии преподобномученика Стефана Нового. Святой жил в VIII веке при иконоборцах (житие было составлено приблизительно через 50 лет после кончины святого). В числе мест, где иконопочитатели смогут укрыться от преследований, преподобномученик называет земли, «находящиеся выше [τὰ πρὸς τὸ ἄναντες] Евксинского Понта», — «область Зихию, включающую Воспор, Херсон, Никопсис».

Церковный писатель, агиограф IX века Епифаний Монах во время своего путешествия по Причерноморью собрал местные предания о проповеди апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита и провел «разыскания, есть ли где мощи». Он составил житие апостола Андрея, в нем повествуется, как апостолы проповедовали Евангелие в Причерноморье: «Придя в Севастополь Великий, они учили слову Божию, и многие приняли его. А Андрей, оставив там Симона с учениками, сам поднялся в Зикхию. Жестоки эти люди, варвары и поныне наполовину неверующие: они даже хотели убить Андрея и убили бы, если бы не увидели его нестяжание, кротость и подвижничество. Наконец, оставив их, он отправился к верхним сугдаям. Эти люди, послушные и кроткие, с радостью приняли слово. Оттуда он пришел в Воспор, город на том берегу Понта…»

Величаем тя, апостоле Христов Андрее!..

Величаем тя, апостоле Христов Андрее!..

Автор жития говорит о том, что в Никопсисе пребывает важная христианская святыня: «…есть… гробница [τάφος] в Никопсии Зихийской с надписью: “Симона Кананита”, и в ней есть мощи». Об этом сообщает и церковный источник на грузинском языке. «Могила Симона Кананита находится в городе Никопсии, между Апхазети и Джикети», — говорит преподобный Евфимий Афонский (Еквтиме Атонели, X—XI века). Есть сообщения и о том, что святой Симон Кананит «почил в городе Никопсисе на границе с греками» или же «в пределах греков».

Местоположение Никопсиса, в котором находилась столь великая христианская святыня — мощи святого апостола Симона Кананита, — по сей день не определено и является предметом дискуссий. Как мы уже говорили, есть предположение, что городом Никопсисом могла быть крепость Годлик. Уповаем на Бога, что Он явит истину, укажет нам, здесь ли в действительности находился этот важнейший христианский центр.

Благочестивые примеры прошлого назидают, духовно укрепляют, пробуждается душеспасительный интерес к церковной истории края, его христианским преданиям. «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся», по словам святого Псалмопевца (Пс. 142, 5).

В названиях соседних и окрестных с подворьем мест также отразилась память о прошлом, о замечательных личностях, чьи имена связаны с Причерноморьем. Так, соседнее село Каткова Щель связано с именем Михаила Никифоровича Каткова — мыслителя, идеолога охранительства, издателя, журналиста, который имел огромное влияние на российское правительство при царе Александре III. Каткова называли «первым и величайшим русским публицистом», «великим практиком», говорили, что ему при жизни нужно поставить памятник. Здесь было большое имение Чухукт, принадлежавшее этому знаменитому российскому деятелю.

Соседнее село Солоники и речка Чудо-Красотка получили название по имени боевого казачьего полковника, владельца здешнего имения Афанасия Васильевича Соляника-Красы.

Далее, ближе к северо-западной границе Сочи, есть село Голубева Дача (ставшее сейчас Голубой Дачей). До землевладельцев Голубевых это место принадлежало купцам Сибиряковым, здесь бывал будущий схимонах Иннокентий (Сибиряков), известнейший церковный благотворитель, насельник афонского Андреевского скита, очень почитающийся сейчас на Афоне.

Епископ Евфимий, наместник Высоко-Петровской обители, на Всехсвятском подворье. 18 мая 2022 г.

Епископ Евфимий, наместник Высоко-Петровской обители, на Всехсвятском подворье. 18 мая 2022 г.

Братия подворья благодарят Бога за то, что Он удостоил их подвизаться, молиться, трудиться в этом святом, историческом месте, богатом столь назидательными, полезными примерами.

Источники

Российский государственный архив древних актов. Ф. 1354. Оп. 599, ч. 1. Д. Г-4к.

Российский государственный исторический архив. Ф. 1102. Оп. 3. Д. 921 (1901—1916).

Варнек П. А. У берегов Кавказа в 1920 г. // Гражданская война в России: Черноморский флот. М., 2002. С. 191—239.

Верещагин А. В. Путевые заметки по Черноморскому округу. М., 1874.

Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар, 1979.

Воронович Н. Меж двух огней: Записки зеленого // Архив русской революции. Берлин, 1922. Т. 7. С. 53—183.

Ворошилов В. И. История убыхов. Майкоп, 2008.

Ворошилов В. И. Топонимы российского Черноморья: История и этнография в географических названиях. Майкоп, 2007.

Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по Ведомству православного исповедания за 1910 г. СПб., 1913.

Горст А. П. Еще раз о Никопсии // // Археология, архитектура и этнокультурные процессы Северо-Западного Кавказа. Екатеринбург, 1997. С. 72—80.

Греческие предания о св. ап. Андрее / Изд. подгот. А. Ю. Виноградовым. СПб., 2005.

«Зеленая книга»: История крестьянского движения в Черноморской губернии / Н. Воронович. [Прага], 1921.

Овчинникова Б. Б. Итоги полевых исследований Лооской археологической экспедиции Уральского гос. ун-та им. А. М. Горького (1987—1996) // Археология, архитектура и этнокультурные процессы Северо-Западного Кавказа. Екатеринбург, 1997. С. 7—24.

Симиненко В. И., Поздникин В. М. Градостроительная реставрация старой крепости вблизи пос. Лазаревское г. Сочи // Археология, архитектура и этнокультурные процессы… С. 116—130.

Симиненко В. И., Поздникин В. М. К вопросу о локализации крепостей Никопсия и Сотириуполь // Археология, архитектура и этнокультурные процессы… С. 131—137.

Солтан В. Военные действия в Кубанской области с 1861 по 1864 г.: Походные записки // Кавказский сборник. Тифлис, 1880. Т. 5. С. 345—470.

Черкасов А. А. Гражданская война на Кубани и Черноморье (1917—1922 гг.): «третья сила» в социально-политическом противостоянии: Дис. … д-ра ист. наук. Ставрополь, 2007.

Добавить комментарий