Зовет к Отечеству любовь!

К 200-летию победы
в Отечественной войне 1812 года

“Зовет к Отечеству любовь!” К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года / Авторы-составители: игумен Петр (Пиголь), В.Б. Атапин, Н.Н. Визжилин. — М., информационно-издательский центр “К Свету”, 2012. — 400 с.

Книга повествует о сакральном духовном смысле победы российского православного воинства над антихристовым нашествием Наполеона на Россию, в ней изложены факты небесного покровительства Божией Матери над русскими войсками, явленного через Ее Чудотворные иконы. Издание представляет сведения об этих иконах, высказывания иерархов Русской Православной Церкви о войне с «гордыми галлами», малоизвестные материалы о войне.

Крушение армии Наполеона началось и завершилось на многострадальной белорусской земле. Поэтому, соблюдая общую канву военных событий, книга рассказывает о тех делах и воинских подвигах, которые совершались на территории Белоруссии (в ее современных границах) в июне — декабре 1812 года, во время нашествия на Россию и изгнания из нее наполеоновских войск.

Книга написана русскими и белорусскими авторами и предназначена для широкого круга читателей, для всех, кому дорога отечественная история.

* * *

Игумен Петр (Пиголь)

Предисловие к книге

Спустя два столетия после победы в Отечественной войне 1812 года мы с большим интересом обращаемся к ее истории, чтобы в военных событиях, закончившихся поражением Наполеона, увидеть таинственный смысл и действие Промысла Божия.

Во время своих заграничных походов Наполеон впервые был остановлен на Святой Земле, а при нашествии на Россию — под Витебском. Именно на многострадальной белорусской земле началось и завершилось крушение его армии. Поэтому, соблюдая общую канву военных событий, мы останавливаем внимание читателей на тех делах и воинских подвигах, которые совершались на территории Белоруссии (в ее современных границах) в июне — декабре 1812 года, во время нашествия на Россию и изгнания из нее наполеоновских войск.

Войну с Наполеоном в первую очередь рассматривают с точки зрения военной: какие сражения проходили, какая военная стратегия применялась, какое количество потерь было с разных сторон и т. д.

Нисколько не отвергая добросовестные исследования отечественных историков, таких, как А.И. Данилевский, М.И. Богданович, Е.В. Тарле, П.А. Жилин и других, скрупулезно изложивших факты военных баталий, необходимо отметить, что эти изложения так или иначе носили характер хроникальный и почти не затрагивали духовный смысл победы российского православного воинства над нашествием «двунадесяти языков». Многие же современные исследователи склонны вовсе пренебрегать этой стороной вопроса. Более того — в последнее время стало модным разрабатывать разные во многом вычурные концепции российской истории, в частности периода Отечественной войны 1812 года.

Между тем сопоставление событий военной и церковной истории, обращение к Священному Писанию и Священному Преданию дает яркое представление о глубоком сакральном духовном смысле победы России над Наполеоном.

Этот аспект Отечественной войны 1812 года тщательно скрывался или стыдливо замалчивался в богоборческие времена, он и сейчас, к сожалению, очень редко преобладает при написании большинства статей и книг, сценариев фильмов, при информационном наполнении интернет-порталов.

По-прежнему мало обращается внимания на то обстоятельство, что нашествие наполеоновских полчищ носило антиправославный характер. Еще в 1806 году Святейший Всероссийский Правительствующий Синод объявил Бонапарта «неистовым врагом мира и благословенной тишины”, который “дерзает … угрожать … потрясением православной греко-российской Церкви во всей чистоте ее и святости”.

“Зимой и ранней весной 1807 года, — пишет академик Е. В. Тарле, — Синод счел политичным широко поставить с церковного амвона проповедь о том, что Наполеон есть предтеча антихриста. В народе для краткости Наполеона тогда стали именовать просто антихристом”.

«Через пять лет я стану господином мира, останется одна Россия, но я раздавлю ее», — открыто заявлял Наполеон.

Его армия глумилась над православной верой, повсеместно оскверняла по вторжению в Россию православные святыни: в храмах устраивались конюшни, склады, лазареты.

В этих обстоятельствах, как и в прежние времена при вражеских нашествиях на Отечество, первой обратилась к народу Русская Православная Церковь.

«Всех научайте словом и делом не дорожить никакой собственностью, кроме веры и Отечества…», — говорилось в воззвании Святейшего Синода.

Правящие архиереи и священники неустанно обращались к населению с призывом встать на защиту родины. Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) в своем письме к императору Александру I предсказал победу русскому воинству.

Тысячи православных священников находились при российских войсках, поддерживали их боевой дух, на полях сражений исповедовали и причащали тяжелораненых и умирающих.

Не уступали в христианских добродетелях и военачальники русской армии.

Мы, к сожалению, очень редко слышим о том, что, например, легендарный генерал Кульнев постоянно находился в походах в молитвенном состоянии, нестяжание он считал непременным атрибутом воина, ради воинской службы отказался от женитьбы на любимой женщине. Генерал Ермолов наставлял солдат: «Перед атакой осенил себя крестным знамением, и вперед!» Книга «Заветы преподобного Иосифа Волоцкого» была у Ермолова настольной. Отважный генерал Коновницын постоянно обращался к своим полкам: «Помните, что вы сражаетесь за Пречистую Деву, за Дом Пресвятой Богородицы!» Фельдмаршал Кутузов был глубоко верующим православным, воцерковленным человеком. Российский военный министр генерал Барклай-де-Толли издал приказ, по которому перед войсками зачитывались документы, разоблачавшие антихристову суть наполеоновского нашествия.

Тем самым солдаты Отечества совершали духовно-ратный подвиг во имя Православия и Великой России. Своим подвигом они объединили все народы, населявшие нашу родину, для победы над врагом. Против Наполеона вместе с русскими сражались украинцы, белорусы, калмыки, грузины, литовцы…

«Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия!.. — говорилось в Манифесте императора Александра I о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России. — С пожарами градов её воспалялась любовь к Отечеству […] с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, […] не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, толико же пылающую любовию к Отечеству, колико любовию к Богу».

Духовная хронология Отечественной войны 1812 года крайне интересна. Сопоставление воинских событий и фактов небесного заступничества Пресвятой Богородицы и православных святых неоспоримо свидетельствует о том, что отражение наполеоновского нашествия и победа над ним является, по существу, неотъемлемой частью истории Вселенского Православия.

В этом жестоком противостоянии со всей очевидностью проявилось действие Промысла Божия над Россией, поэтому термин «Отечественная» по отношению к войне 1812 года тоже обретает сакральный духовный смысл.

Русское воинство сражалось за свое земное отечество во имя Отечества Небесного, и благодаря этому одержала блистательную победу, сохранив православную веру и любовь к родине.

Обо всем этом повествует представляемая нашим читателям книга «Зовет к Отечеству любовь!», названная стихотворной строкой участника Отечественной войны 1812 года поэта Федора Глинки, написанной им в начале белорусских баталий.

b2

Добавить комментарий