Доклад игумена Петра (Пиголя) на III Международной конференции «Афон и славянский мир». Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 21—25 мая 2015 г.

svt_kiprian-1

Святой митрополит Киприан, святитель Московский, преподобный Афонский, и исихастская идея единства «всея Руси»

  Господь Иисус Христос в Евангелии дал непреложное правило для устроения всех сфер жизни — искать прежде всего Царствия Божия и правды Его, а все остальное потребное приложится (см.: Мф. 6: 33). Во все века для чад Церкви Христовой этот принцип — основополагающий. Стремление к Богу, к благодатному преображению личности на аскетическом пути к христианскому совершенству способствует единомыслию во всем христианском обществе и его благоустроению.

   Плоды неуклонного применения этого евангельского принципа с особой наглядностью явились в XIV в., когда в трудное время вражеских завоеваний и внутриполитических неурядиц в православных странах — в Византии, на Балканах и на Руси — наблюдался религиозно-культурный подъем, оказавший заметное влияние на социально-политические процессы. Это явление названо исследователями Православным Возрождением. Именно в этот период методы и средства прохождения спасительного духовного пути на основе умной молитвы, умного делания во всей полноте были объяснены и раскрыты аскетами-исихастами, афонцами и близкими к ним подвижниками.

   В XIV в. резко проявились и антиправославные, антиисихастские тенденции, возникшие главным образом в связи с развитием рационалистического мышления и атеистического гуманизма. Это привело к тому, что на Афоне и в Константинополе разразились бурные догматические дискуссии — так называемые «исихастские споры».

   В эту эпоху национальное самосознание в странах византийской традиции начало развиваться на почве этно-филетической антицерковной, что всегда пагубно для православных народов и государств. Так, на Балканах открылась борьба за «национальную свободу и независимость» [1], и началась она с попыток обособиться от церковного единства и исихастского учения. По замечанию слависта П. А. Сырку, усилилось «прославление нации и рода» [2]. В Болгарии увлеченная борьбой «национальная партия» изгоняла исихастов. Ради достижения сиюминутных «местных» интересов допускались антиканонические действия, раскол, обрядовые и догматические искажения. Известный ученый Г. М. Прохоров справедливо отмечает, что «расстановка болгарских сил была типична и для других православных стран» [3]. Отголоски борьбы этих «провинциалистических» взглядов (по сути — направленных против вековых культурных основ) с исихастским учением впоследствии отозвались и на Руси.

  Но одновременно и исихастское движение, которое началось с монашеского святогорского, развилось и усилилось — особенно после победы исихастов на церковных Константинопольских соборах, когда оно охватило греков, славян, представителей других национальностей, объединяя их в русле общеправославного церковного сознания. Не случайность, что исихастское движение зародилось на Афоне: Святая Гора во все времена была, по сути, школой православного единства многих народностей.

   Реализуя общие церковные цели, исихасты не только пребывали в молитвенном уединении, но и занимались широким практическим служением. Они развивали богословскую мысль; вели борьбу с антиканоническими проявлениями, ересями и против «латинства»; проповедовали, призывая всех становиться исихастами по духу; совершали святительское служение; управляли государством; занимались духовно-литературным творчеством, церковным искусством, переводческой и редакторской работой и т. д.

Преподобный Григорий Синаит. Икона современной работы. Резьба по дереву

Преподобный Григорий Синаит.
Икона современной работы.
Резьба по дереву

   Главными представителями исихазма называют преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламу, Константинопольских патриархов Каллиста и Филофея Коккина, а также «вождя» исихастов в юго-славянских странах преподобного Феодосия Тырновского. К ним следует причислить и их духовного преемника — митрополита Киевского и всея Руси Киприана. Русская Православная Церковь совершает его память 16 / 29 сентября и 27 мая / 9 июня; почитается он также в Соборах святых Афонских, Московских и Волынских, и такое почитание свидетельствует о великом значении личности святителя Киприана.

Образ святителя Киприана современной работы

Образ святителя Киприана
современной работы

   Когда мы произносим имя «премудрого Киприана», перед нами сразу встает образ ученого архипастыря, знатока церковных правил и богослужебного устава, писателя, гимнотворца, агиографа, переводчика, справщика и составителя богослужебных книг. Его разнообразные труды служили целям единения общества на основе Православия. Он сам так выражал свои устремления: «Яз бо славы не ищу, ни богатства, но смирения и съединения церковнаго желаю и христианскаго» [4].

   О личности и трудах митрополита Киприана есть исследования авторов XIX в. и современных, но их мнения зачастую враждебны его деятельности, и лишь исследователи, придерживающиеся исихастских взглядов, дают непредвзятую оценку великим трудам святителя. Он не только противостал центробежным силам, разделявшим митрополию «всея Руси» на национальные части, но и выдвинул особые, «чрезвычайные проекты» [5], связанные с будущностью русского народа, всего славянства и других православных народов, о чем речь пойдет дальше.

  Наиболее значительные даты и события, связанные с жизнью и деятельностью святителя Киприана в последний период его служения, известны из истории. К сожалению, ранний период жизни святого известен мало.

   Я заострю внимание на отдельных фактах, в связи с идеями исихазма и воплощением их святителем Киприаном.

  Время рождения святителя установить трудно — предположительно, начало 1330-х гг. Сам он о своем происхождении и национальности, по исихастскому обыкновению, не упоминал, но из других источников известно, что он был болгарином. Из «Надгробного слова» митрополиту Киприану, составленного игуменом Григорием Цамблаком (впоследствии митрополит) [6], явствует, что святитель — уроженец города Тырнова, тогдашней столицы Болгарии. Из того же «Слова» мы узнаем, что на иноческий путь он вступил рано и что его братом по монашеству (а также духовно близким человеком; скорее всего, и родственником) был будущий Тырновский патриарх и известный церковный деятель Евфимий. Св. Евфимий подвизался в Килифаревском монастыре преподобного Феодосия Тырновского и был ближайшим сподвижником этого великого исихаста. Значит, святитель Киприан вступил на монашеский путь также в Килифареве под руководством преподобного Феодосия, который задал исихастское направление всей дальнейшей жизни и трудам своего ученика.

Образ преподобного Феодосия Тырновского

Образ преподобного Феодосия Тырновского

   Святитель Киприан прошел обучение в известной Тырновской книжной школе, начало которой положил преподобный Феодосий в Килифаревской обители. Об этой выдающейся исихастской школе на славянской почве существует ряд работ. Я упомяну только, что процесс образования в ней совершался в неразрывной связи с монашеским подвижническим воспитанием на основе старческого руководства и молитвенного делания. Просветительная литературно-переводческая деятельность афонских и балканских, в том числе тырновских, исихастов в XIV в. способствовала тому, что на Русь перешло большое количество сочинений нравственно-аскетического и мистико-созерцательного характера (святых Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и др.).

Лист из «Лествицы». Список митрополита Киприана с его подписью. Выполнен в Константинополе, в Студийском монастыре. 1387 год. Фонды РГБ

Лист из «Лествицы».
Список митрополита Киприана с его подписью.
Выполнен в Константинополе, в Студийском монастыре. 1387 год.
Фонды РГБ

   Говоря о творчестве святителя Киприана, исследователи отмечают, что «специфические особенности языка и стиля тырновских книжников» у него «значительно сглажены» [7]. В его писаниях «приемы риторики используются умеренно», он «сразу вводит в суть дела» [8]. Стиль поучений митрополита Киприана приближается «к разговорному, что придает им своеобразную простоту и доступность» [9]. Святитель «умело пользовался и простым, бытовым языком, и литературно-риторическими приемами» [10], и «плетение словес» применял не всегда.

   Все это дает возможность утверждать, как считают исследователи, что святитель Киприан «основывался на положениях, выработанных афонскими книжниками». Поэтому он и «ассоциировался современниками» именно «с Афоном и Константинополем — со святогорской школой», установки и принципы которой являлись общими для славянских книжников, и русских, и балканских (в т. ч. тырновских) [11].

   Мы же можем предположить, что особенности творчества святителя Киприана, связанные, в частности, с качествами и дарованиями его личности, вероятно, сформировались у него уже на Афоне, где он продолжил свой монашеский путь и образование в общении с духовными преемниками святых Григория Синаита и Григория Паламы. Постриг в схиму он, видимо, принял там же, на Афоне.

   Святитель Киприан, отвечая впоследствии на вопросы преподобного Афанасия Высоцкого, сам упоминает, хотя и кратко, о своем пребывании на Святой Горе [12]. Афонский период его жизни и воспитания очень важен, в том числе потому, что на Святой Горе на практике реализовывались те объединительные идеи, воплощение которых станет главным делом святителя. Поскольку сведений о жизни его на Афоне крайне мало, попробуем вывести некоторые заключения из имеющихся данных.

   Существуют разные предположения, где именно подвизался на Афоне инок-болгарин. Называют Свято-Павловский монастырь [13] и, с большей уверенностью, Великую лавру [14], где в свое время игуменствовал Филофей Коккин. Но из материалов видно, что монах Киприан вел не монастырский, а келлиотский, уединенный образ жизни. Так, патриарх Евфимий в своем послании «Киприану мниху, живущу во Святей Горе Афонстей» обращается к нему, как к придерживающемуся «пустынного пребывания» и «сидения» [15], и отвечает на интересующий того вопрос «о причащении Святых Таин в отсутствие священника в пустынях» [16]. А в Киприановом Служебнике предусмотрены такие уставные особенности, которые возможны при совершении службы в малом пустынном храме вследствие «тесноты алтарныя» [17].

Лист из Следованной Псалтири митрополита Киприана с исихастским знаком на полях. Фонды РГБ

Лист из Следованной Псалтири митрополита Киприана
с исихастским знаком на полях.
Фонды РГБ

Пустынный строй иноческой жизни был удобен для безмолвия, а также и для литературно-переводческих трудов. Святитель Киприан и в дальнейшем при работе над переводом и составлением богослужебных книг (например, своей известной Следованной Псалтири) большое внимание уделял афонским традициям и практике пустынников и обитателей скитов [18].

   В связи с этим я выдвину такое предположение. Одно устное белорусское предание говорит, что святитель особо почитал икону Божией Матери «Достойно есть». Учитывая, что афонскую келлию «Достойно есть» населяли в разные времена болгарские монахи, можно предположить, что инок Киприан подвизался в этой келлии на Капсале, в местности уединенной, удобной для молитвенной жизни и в то же время расположенной недалеко от Кареи.

Икона Божией Матери "Достойно есть". Афон

Икона Божией Матери «Достойно есть». Афон

Но не исключено, что он жил пустынником в пределах Великой лавры или Ватопеда или, по временам, и в самих этих обителях — тем более, что, как утверждают исследователи, переводя Диатаксис патриарха Филофея Коккина и составляя Служебник на церковно-славянском языке, святитель Киприан взял за основу ватопедский список этого Устава середины XIV в., т. е. времени святителя Филофея [19].

   На Афоне произошло важнейшее для монаха Киприана событие — его встреча со святителем Филофеем, который стал духовным наставником, покровителем и идейным вдохновителем инока-исихаста. В 1355–1363 гг., в промежуток между периодами своего патриаршества, святитель жил на Святой Горе. Видимо, именно он рукополагал монаха Киприана в священный сан и, возможно, постригал в схиму.

    Есть и такое предположение П. А. Сырку: инок Киприан оставил Болгарию лишь в начале 1360-х гг. и прибыл в Константинополь вместе со своим первым учителем преподобным Феодосием и св. Евфимием Тырновским, спасаясь от преследований антиисихастской болгарской «национальной партии». Если это предположение верно, то будущий иерарх на собственном опыте мог убедиться в пагубности подобных учений и действий, и это укрепило его во взглядах «православного универсализма».

   В начале 1370-х гг. иеромонах Киприан находился в Константинополе, при патриархе Филофее, будучи его сослужителем, близким человеком, исполнителем особо важных поручений. В дальнейшем он воплощал в жизнь идеи патриарха. Под руководством патриарха Филофея монах-молитвенник окончательно сформировался как церковный деятель, который на Руси оказал большое влияние на общество, политику и культуру.

    Церковные документы XIV в. говорят о «добродетели и благоговеинстве» митрополита Киприана, о его умении «разумно направлять дела в нужное русло» [20]. Направить людей, указать путь в нужном, спасительном направлении и есть главная задача исихастского общественного служения.

   Патриарх Филофей, наставник святителя Киприана, — афонский монах, непосредственный духовный преемник святителя Григория Паламы, богослов, литургист. Его деятельность способствовала распространению паламитского учения и упорядочению богослужебной жизни. В литургическом единстве исихасты видели важную основу желаемого ими всеправославного единения. Патриарх Филофей был также и дальновидным политиком, действовавшим заодно с императором Иоанном Кантакузином. Святитель Каллист также был единомыслен им, но пользовался несколько другими методами в своем служении.

   Целью патриарха и императора было поддержать византийскую государственность ввиду грозящего иноверческого завоевания и западного вмешательства, сплотить страны византийской культуры перед лицом общей угрозы. Необходимо было, чтобы православные страны осознали себя многонациональной общностью, созидающейся на прочной основе церковного, православного мировосприятия; чтобы развивавшееся греческое, великорусское, малорусское, болгарское и т. д. национальное «самоопределение» происходило в русле православной культуры и традиций.

   Большое внимание исихастские деятели уделяли Руси. Русская народность, представлявшая собой общность в отношении религиозном, в XIV в. населяла земли, которые политически делились на северо-восточные великорусские княжества, зависящие от татар, и западные русско-литовские территории (земли современных Белоруссии и Украины). Под властью литовской и польской династий (полуязыческой и католической) находилась та часть Руси, которая в византийских документах называлась Μικρὰ Ρωσσία (Малая Русь), т. е. галицко-волынские земли. Перед исихастским священноначалием стояла задача удержать русских в духовном единстве, противостать процессу распадения православного народа на нации разноверные, разнокультурные, способствовать формированию национального самосознания на правильной основе.

   Умирить политический сепаратизм князей, освободить Русь от татарской зависимости и сохранить Православие на литовских территориях можно было только при единой и крепкой церковной структуре, под властью митрополита, преданного исихастским традициям и стоявшего выше интересов местных деятелей — вернее, направлявшего их «в нужное русло».

   Митрополит, назначавшийся на Русь из Константинополя, с 1354 г. официально пребывал во Владимире, фактически — в Москве, но по традиции титуловался «Киевским и всея Руси». Этот символический титул выражал идею русской общности, общественного единомыслия, церковного единства и политического объединения Руси на вековых православных корнях, напоминал о наследии Киевского государства с его православной культурой, воспринятой от Крещения. Были случаи, когда патриархи-исихасты допускали временное разделение митрополии, отделение литовских и малорусских епархий (так было, например, при поставлении святителя Киприана на временно отделенную русско-литовскую митрополию в 1375 г.). Но происходило это отнюдь не ради удовлетворения национальных притязаний, а ввиду «крайней икономии», «желания сохранить мир» [21], для духовной пользы чад церковных.

   Патриарх Филофей посылал на Русь многочисленные увещательные грамоты, требуя от церковной власти равного отношения к «христоименной» пастве, невзирая на соперничество княжеств. Князей он призывал к преданности Православию и митрополиту «всея Руси», к миру между собой и борьбе «против чуждых нашей вере, врагов креста» [22].

   В 1372—1373 гг. иеромонах Киприан был отправлен на Русь с церковно-дипломатическим поручением — чтобы, как говорят документы, он «примирил князей между собою и с митрополитом» [23] (т. е. со святителем Алексием). Иеромонах Киприан побывал в землях русско-литовских, московских и тверских. Как отмечают историки, эти поездки во многом послужили осуществлению замыслов патриарха Филофея по «урегулированию внутрирусских отношений» [24], «розмирию» Руси с Ордой (и таким образом подготовке событий на Куликовом поле).

   В начале своего святительства митрополит Киприан испытал большие невзгоды, поношение, изгнание, долго не признавался московским великим князем, желавшим обособить северо-восточную великорусскую часть митрополии (чего на некоторое время и удалось достичь). Процессы, происходившие на Руси при зарождении националистических тенденций, отдаленно напоминали процессы, происходившие в Болгарии.

   Митрополит Киприан прилагал все силы к тому, чтобы направить эти веяния и движения в нужное, спасительное русло, дать им церковное содержание, чтобы если и прославлялись нация или род, то за свое христианское усердие и заслуги перед Церковью Христовой.

  Устремления святителя Киприана вначале встретили сильное противодействие, но получили поддержку русских исихастов. Хорошо известно, что в числе сторонников митрополита Киприана находились святые Сергий Радонежский, архиепископ Ростовский Феодор и деятели их круга. Одним из верных учеников митрополита был преподобный Афанасий Высоцкий.

   Последний период служения святителя Киприана, с 1390 г. до кончины в 1406 г., был особенно плодотворным, совершавшимся в мире и согласии с великим князем Василием.

   Будучи «поставлен на всю русскую землю», святитель Киприан заботился об укреплении Православия повсеместно. Он сам писал, что в Литовской Руси он «церкви святыя ставил есмь, христианство утвердил есмь, места церковная, запустошена давными леты, оправил есмь приложити к митрополии всея Руси» [25]. Святитель совершал архипастырские поездки, подолгу бывал в Киеве и в русских землях Королевства Польского.

   Церковный народ почитал его как чудотворца, по молитвам которого в 1395 г. произошло чудо от иконы Владимирской Божией Матери и была спасена Москва. (Сохранилось также такое предание: находившегося в поездке по землям нынешней Белоруссии митрополита Киприана, усталого, не пустил в свой дом один литовский хозяин. Святитель уехал, а дом и все хозяйство вскоре сгорели. Огонь не тронул только то место, где лежали оставленные святителем рукавицы.)

   Повсеместному укреплению Православия и объединению русского церковного народа способствовали проводимые святителем Киприаном литургические преобразования по переводу церковной жизни на Иерусалимский устав.

Лист из Следованной Псалтири митрополита Киприана с началом канона святым отцам, творение преподобного Григория Синаита. Фонды РГБ

Лист из Следованной Псалтири митрополита Киприана
с началом канона святым отцам,
творение преподобного Григория Синаита.
Фонды РГБ

Митрополит трудился над созданием соответствующего комплекса богослужебных книг, упорядочивал обрядовую сторону. Он вводил в богослужебную практику Диатаксис патриарха Филофея — «устав, который определил тот вид чинопоследования Литургии, который вскоре получил всеобщее распространение и употребляется доныне» [26], — перевел его и создал Служебник на церковно-славянском языке; это во многом способствовало формированию богослужебного чина.

   Я упоминал о неких глобальных «чрезвычайных проектах» святителя Киприана. По мнению некоторых исследователей [27], ему или его окружению принадлежит текст, называемый «Список русских городов дальних и ближних» [28], в котором перечисляются «грады» не только северо-восточные русские, западные русско-литовские, но и молдавские, и болгарские. Список начинается именно с этих родных для святителя Киприана мест. Святитель, возможно, обдумывал не только пути присоединения к «митрополии всея Руси» епархий болгарских и молдавских, но и возможность государственного объединения многих земель, населенных славянами, и не только славянами, но и другими православными народами.

    Далее, известно, что святитель Киприан готовил почву для созыва на Руси (скорее всего, в русско-литовской ее части; возможно, в Киеве) «Вселенского собора для соединения Церквей» и «победы Православия над латинскими “новшествами”» [29]. В этом он следовал замыслам патриарха Филофея.7_krest

   Мы видим, насколько были грандиозны замыслы святителя Киприана, развивавшего и воплощавшего исихастские идеи, и насколько важно в наше время сосредоточиться на православной идее личного спасения и национального единения в спасительном русле церковном. Претворение этой идеи в жизнь с Божией помощью будет способствовать новому Православному Возрождению в славянских землях. Еже и будет молитвами святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, и всех афонских святых исихастов.

1. Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1. С. 303.

2. Там же. С. 303.

3. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 20.

4. Цит. по: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе… С. 202.

5. Иоанн (Мейендорф), прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. Париж, 1990. С. 301.

6. См.: Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. (Далее — ЧОИДР.) М., 1872. Кн. 1. Ч. 5. С. 25—32.

7. Петрова В. Д. О некоторых особенностях языка Киприана (в сопоставлении с языком книжников Тырновской школы и Епифания Премудрого) // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 7 (81). С. 189.

8. Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы (к русско-болгарским литературным связям XIV —XV вв.) // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы. М.; Л., 1963. Т. 19. С. 231; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе… С. 143.

9. Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана… С. 233.

10. Там же. С. 254.

11. Петрова В. Д. Тырновская школа и проблема «второго южнославянского влияния» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 6 (2). С. 510 —511.

12. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. (Далее — РИБ.) СПб., 1880. Т. 6. Стб. 263.

13. Леонид (Кавелин), архим. Киприян до восшествия на Московскую митрополию // ЧОИДР. М., 1867. Кн. 2. Ч. 1. С. 14.

14. Сырку П. А. К истории исправления книг… С. 525.

15. См.: Макарий (Веретенников), архим. Святой митрополит Киприан. М., 2013. С. 80.

16. Леонид (Кавелин), архим. Киприян до восшествия на Московскую митрополию… С. 15.

17. См.: Мансветов И. Д. О трудах митрополита Киприана по части богослужения // Прибавления к Творениям Св. отцов. М., 1882. Ч. 29. Кн. 1. С. 180 —181.

18. См.: Там же. Кн. 2. С. 439 —440.

19. Сырку П. А. К истории исправления книг… Т. 1. Вып. 2. СПб., 1890. С. 67, 74 (1-й пагинации); Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустого. Казань, 1889. Вып. 1. С. 35.

20. РИБ. 1880. Т. 6. Приложения. Стб. 200; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе… С. 25.

21. Афонский патерик. М., 1897. Ч. 2. С. 176.

22. РИБ. 1880. Т. 6. Стб. 118.

23. Там же. Приложения. Стб. 200.

24. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе… С. 28.

25. РИБ. 1880. Т. 6. Стб. 173, 182.

26. Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии… С. 4.

27. См.: Наумов Е. П. К истории летописного «Списка русских городов дальних и ближних» // Летописи и хроники: Сб. ст. М., 1974. С. 157; Подосинов В. В. О принципах построения и месте создания «Списка русских городов дальних и ближних» // Восточная Европа в древности и Средневековье: Сб. ст. М., 1978. С. 40.

28. См.: Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 83—137, 357—361; Наумов Е. П. К истории летописного «Списка русских городов дальних и ближних». С. 150—163; Подосинов В. В. О принципах построения и месте создания «Списка русских городов дальних и ближних». С. 40—48; Янин В. Л. Новгород и Литва: Пограничная ситуация XIII—XV вв. М., 1998. С. 61—70.

29. Иоанн (Мейендорф), прот. Византия и Московская Русь… С. 301, 303.

Автор:
Игумен Петр (Пиголь)

Добавить комментарий