Памятка новоначальному

Ко дню памяти старца иеросхимонаха Иеронима Афонского (28 (15) июня) публикуем «Памятку новоначальному», составленную по духовному наследию старца и наставлениям его духовных преемников. Автор-составитель — П. Русик.

Предисловие

Господь наш Иисус Христос в святом Евангелии говорит: «Внидите узкими враты, яко пространная врата, и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7, 13—14).

Узкие врата и тесный путь — это жизнь по духу. Широкие врата и широкий путь — жизнь по плоти. Плоть создана от земли, она, подобно животному, нуждается только в земных потребностях. Дух человека от Бога. Это то самое «дыхание жизни», которое вдунул Господь в лице Адама первозданного. В отличие от тела смертного дух, сотворенный по образу и подобию Божию, вечный и безсмертный; он имеет свободу, разум, совесть, стремление к истине и общению с Богом, Создателем своим. Ничто на земле не может удовлетворить потребностей духа, только в Боге он может обрести истинный и вечный покой.

После смерти тела дух переходит в мiр иной. На суде Божием решается его вечная участь, которая зависит от того, какими потребностями жил человек — телесными или духовными. Вечное блаженство или вечное мучение. Поэтому каждый, кто желает спасти свою душу, должен идти путем узким, т. е. сдерживать себя во всем, что мешает общению с Богом.

Монахи добровольно избрали для себя такой сугубо тесный и узкий путь по готовым, выработанным веками правилам, которые исполняли святые отцы и которыми пренебрегать нельзя.

Русский Пантелеимонов монастырь при старце Иерониме в начале 1870-х годов
Русский Пантелеимонов монастырь при старце Иерониме в начале 1870-х годов

Краткая предыстория

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне — Новый Прибрежный Русик — был основан в 1803 году. Заботами первого игумена Саввы и его преемника игумена Герасима здесь был установлен образцовый общежительный порядок.

Среди насельников монастыря в то время не было ни одного русского монаха. Крайняя нищета в обители вынудила греческих старцев Русика пригласить на совместное жительство русских, рассеянных по Святой Горе и частично обитавших в Ильинском скиту.

В 1839 году русские вошли в монастырь во главе с духовником иеросхимонахом Павлом, а в следующем, 1840 году, после смерти отца Павла, здесь поселился иеросхимонах Иероним (Соломенцов), который с тех пор стал главным ктитором и обновителем Русского Пантелеимонова монастыря, а для русской части братства — старцем и советником. Будучи ревнителем общежительных правил, в лице игумена Герасима он нашел себе единомышленника, а также старца-духовника и сотаинника по духу.

Общежитие

Что есть общежитие? Это не одно лишь сожительство и общая трапеза, но чтобы сердце у всех было едино, и воля едина, и желание у всех было едино — достичь Царствия Небесного. Здесь не должно быть места разделениям, всякого рода смятениям, ссорам и спорам, но должны быть мир и любовь, которые и соединяют всех с Богом. Достигается это аскетическим подвигом каждого по очищению себя от страстей, отречением своей воли и преданием себя в волю Божию через послушание игумену, который в общежитии есть наместник Самого Иисуса Христа.

Вот как понимали общежитие (киновию) ученики отца Иеронима. «В киновиях самый верный, царский путь к небу и в них-то самый действительный отсвет жизни апостольских времен и проявление духа чисто Христова. Слово игумена принимается здесь за изъявление Господней воли, что бы он ни сказал, что бы ни повелевал делать — хорошо ли, не хорошо ли, — никогда истинные послушники не размышляют о плодах и следствиях наачальнического слова, раз и навсегда дав обет Богу и игумену творить их волю без условий и рассуждения. Поэтому-то спасение души в киновии вернее и легче, чем в другом месте, зато и для плотского мудрования здесь чрезвычайно тяжело» — говорит иеросхимонах Сергий Святогорец [1].

Пишет Константин Леонтьев [2]: «Суровый образ жизни этих общежитий — пост, долгие ночные бдения, холодные кельи, в которых большею частью нет ничего, кроме икон, рогожки на полу и какого-нибудь гвоздя, чтобы повесить толстую рясу… В киновиях без разрешения духовника монахи не имеют права беседовать по двое, по трое в кельях своих, — и за этим смотрят строго, особенно относительно молодых… В киновиях, особенно в греческих, которые с иных сторон еще строже русских, не позволено, например, иметь вечером лампы или свечи без спроса для чтения, даже иеромонахам, которые, благодаря своему сану и постоянному утомительному подвигу долгого богослужения всегда имеют кое-какие привилегии… В киновиях нельзя без спроса духовника или игумена выйти за ворота… никто не имеет права ни личной собственности, ни денег при себе, ни пищи в своей комнате без особого на то разрешения начальства, да и то очень редко, в случае путешествия, болезни или вообще чего-нибудь исключительного».

Образцовое общежитие

«Теперь я увидел, — пишет инок Прфений (Аггеев), — Русского монастыря общежительный чин и устав; прежде хотя и был, но ничего не мог рассмотреть, потому что было многолюдие и суета, а теперь только одни свои братия; и столько было благочинно и кротко, что несравненно превосходит Симонопетр. Была полна трапеза своей братии; сидят все по чинам, каждый чин за своим столом: иеромонахи с игуменом за своим, схимонахи и монахи за своими, рясофорные особенно, послушники за своими, безбрадые и младые особливо, прихожие мiрские особливо. Пища же всем одинаковая: как игумену, так и работникам. Пред каждым стоит своя чаша с кушаньем и тарелка с салфеткой, ложка, вилка и ножик, кубок вина и стакан, и каждому положен цельный пшеничный хлеб. Каждый сидит, накрывшись своим клобуком, и не видит един другого, кто против него сидит, но со страхом и молитвою вкушает представленное ему брашно; и ничего больше не слышно, кроме чтения… Кто не хощет ясти или вкусил до сытости, тот руце имеет прижаты к персем и главу наклоненну и сидит со страхом, дожидается окончания трапезы. Я, сидя и смотря на них, не мог удерживаться от слез, и столько распалилось сердце мое и растопилась душа моя, что не хотел изыти из обители, но возжелал пребывать в ней до смерти, с сими земными ангелами».

«Каждый день исповедуют свои помыслы отцам своим духовным, — повествует дальше схимонах Парфений. — Каждую неделю причащаются Святых Таин Тела и Крови Христовой. Пищи же употребляют весьма мало. Всегда бывает в простые дни одна пища вареная, а другая что-либо из овощей: или соленые маслины или ино что. Свою часть мало кто съедает. Иногда поставляют и вино, но мало кто его пьет, и то пополам с водою. В праздники же два варения бывает. В понедельник, среду и пяток всегда бывает однажды трапеза, и то сухоядение; во вторник и в четверток с деревянным маслом, в субботу же и неделею иногда подают и сыр соленый. Млека же и коровьего масла никогда не бывает. С сим маслом готовят только два дня на сырной и два дня на Пасхе; рыбы же вкушают в великие праздники, когда бывает всенощное бдение. Квасу же и не знают, какой он есть. Когда не бывает вина, пьют воду. В келлиях же своих ничего не имеют — ниже воды, ниже чем украшают, ниже когда светильника вжигают, ниже лампады, ниже кто может запереть келлию, когда пойдет на послушание; ниже когда нагревают, да и печей нет, только некоторые русские себе поделали. В келлиях каждый имеет только нужную одежду и постелю, одну икону, одну книгу для чтения, и тое не каждый; да и времени не имеется, когда читать; чтение бывает более в церкви, и на трапезе, и на общем послушании, в келлии же более занимаются молитвою и поклонами. Церковное же правило такое: к вечерне со всех послушаний сходятся в монастырь. Которые далеко, те там и читают. И строго от игумена наказано, чтобы церковного правила отнюдь не оставляли, потому что монаху настоящее послушание есть молитва, а прочее послушание есть поделие только во избежание скуки и уныния. И потому к вечерне все поспешают в монастырь» [3].

Говорит Святогорец:

«Что касается послушаний… их нельзя определить с точностью и по множеству, и по разнообразию их. Можно только заметить, что никто не остается без занятия по силам, так что самые хилые старцы то чистят боб и травы, то караулят виноградники и скот. А при общих послушаниях, вроде разгрузки пшеницы из корабля, когда приглашаются решительно все на работу, самые хилые, желая иметь участие в венце братского послушания, водят за повод мулов до монастырского амбара вперед и обратно. Но если и этого не в силах сделать, бредут к монастырской пристани, опираясь на свои старческие жезлы, садятся в сторону и, смотря на труды братии, тихо нашептывают по четкам своим молитвы… Сенокос, собирание маслин, винограда, орехов и прочих произведений роскошной здешней природы, пашню, молотье, кузнечество, столярство и вообще все работы исправляют братия без изъятия иеромонахов и под личным наблюдением самого настоятеля. От этих-то трудов зависит продовольствие монастыря, который здесь всех почти беднее…

Одежда и трапеза в киновиях для всех одинаковы, нет никому отличия… Надобно при этом заметить, что отеческие законоположения киновии чрезвычайно строги в отношении плоти…»

Суровые правила общежития не устрашили русских монахов. Напротив, их вдохновляла строгая жизнь греческого братства, а также старческое окормление духовника Иеронима и игумена Герасима, выделявшихся среди насельников Святой Горы высокими духовными дарованиями. Для русского братства был отведен параклис преподобного Сергия Радонежского, где они могли совершать службы на славянском языке.

«У нас в простое время утреня не бывает почти менее четырех, а у греков пяти часов, — продолжает Святогорец, — но бдения продолжаются иногда 10, 12 и 14 и ничуть не менее восьми часов… Все здесь руководствуются своею собственною совестью и чувством смирения без принуждения, чему служит свидетельством то, что некоторые, погрузившись в дремоту за службою, едва только очнутся и заметят себя в этой слабости, тотчас добровольно выходят на середину церкви, кладут три земных поклона братии, подходят поцеловать руку духовника, а греки — игумена, и виновный уже более ничем не наказывается ради трогательного своего смирения и самоосуждения».

Наблюдая за пантелеимоновскими монахами, Леонтьев записал:

«Есть минуты, в которые действительно на них тяжело смотреть. Например — Великим постом; и особенно в Страстную неделю. Тогда в самом деле непривычному человеку страшно немного смотреть на эту нескончаемую службу в храмах, на эти безсонные ночи и на полное воздержание от пищи и пития в иные дни. Только певчим для поддержания их сил дают в такие дни по куску хлеба.

Но когда вспомнишь, что этих людей никто здесь насильно не может удержать, что у многих есть даже и хорошие средства к жизни, которые они могли бы себе возвратить из кассы без всяких юридических препятствий (о нравственных я не говорю)… тогда и эти дни слишком тяжелого, хоть и вольного подвига, производят совсем иное впечатление. Люди хотят этого сами; они рады этим тягостям, они не хотят отказаться от них…»

Леонтьев, сравнивая насельников Святой Горы разных национальностей, делает такие выводы:

«Греки и болгары схожи в том, например, что они и к себе, и к другим суровее русских, особенно телесно; русские зато добрее, милосерднее греков и болгар.

Греки и болгары крепче, они более выносят; русские мягче — они легче милуют.

Русский поклонник хвалит греков и болгар за их аскетизм.

Греческий и болгарский мiрской простолюдин любит русских монахов за их доброту. Таким образом, восточные христиане и наши русские, взаимно дополняя здесь друг друга, развивают успешно обе главные основные христианского учения —аскетизм и милосердие».

Учитывая такие особенности или снисходя к немощам русских, им кроме общей трапезы было дозволено игуменом пить чай по келлиям. Перед Рождеством Христовым и Крещением, когда бдение начинается в 2 часа ночи (время византийское), а также в Прощеное воскресенье дозволяется пить чай до 2 часов. В 1-ю седмицу Великого поста до субботы чая нет, также и в Страстную седмицу, кроме Великого четверга, в который дозволяется чай после трапезы и до 2 часов ночи. В четверток 5-й седмицы, «Мариино стояние», бдение начинается в 4 часа ночи, чай дозволяется до начала бдения.

До литургии, даже если она в соединении с вечерней начинается в 5 часов вечера, чай не благословляется, а антидора в таких случаях не бывает.

Монах Мелетий (Козлов; в схиме Михаил) записал в 1859 году:

«В нашей Русской святого великомученика и целителя Пантелеимона обители в течение всего года совершается всех около 60 всенощных бдений. В храмовые праздники (которых бывает здесь в году три): в день Покрова Пресвятой Богородицы, в день святого великомученика Пантелеимона и в день святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, всенощное бдение продолжается 14 часов. В двунадесятые праздники — 12 часов. В воскресные дни десять часов. В праздники великих святых — девять и никогда не бывает менее восьми часов. В простые дни утреня продолжается четыре часа и никогда не бывает менее трех с половиною часов. Во время каждого бдения, кроме определенного церковным уставом чтения и пения (которые всегда здесь исполняются первое неспешно и весьма чинно, а последнее умиленно и очень протяжно), бывает всех пять поучительных чтений разных святых учителей церковных, из Четиих Миней и из Пролога житий святых. Первое чтение начинается пред шестопсалмием, второе— по первой, третье— по второй кафизмам Псалтири, четвертое — по третьей песни и пятое — по шестой песни канона. Во время этих чтений братия все сидят, каждый в своем месте, нарочно для сего устроенном [4]. Духовник отец Иероним во время каждого чтения обходит все монашеские места и, если кого из братий заметит дремлющим, таковому тотчас приказывает пред иконою Спасителя положить сто поясных поклонов. И потому всякий монах остерегается дремать.

В простые дни во время утренней службы бывает всего три чтения — по первой и второй кафизмам и по шестой песни канона. По окончании утрени или всенощного бдения, спустя один час времени, начинается Божественная литургия, которая совершается не менее двух часов. В праздники по окончании литургии братия выходят из церквей прямо в трапезу. В обыкновенные дни после литургии всегда бывает молебен Божией Матери и потом трапеза. Ранние литургии (которых здесь совершается иногда до десяти [5], потому что сколько есть в обители иеромонахов, все они почти каждодневно литургисают в параклисах, т. е. в малых церквах) начинаются сейчас же после всенощного бдения или утренней службы. Поэтому-то здесь во всех монастырях настроено очень помногу малых церквей. Вечерняя служба начинается в 5 часов [6] пополудни и продолжается не много более одного часа, после вечерни сейчас же бывает трапеза, а в понедельник, среду и пяток, кроме Светлой седмицы, никогда во весь год не бывает другой трапезы. После вечерней трапезы спустя один час начинается повечерие (которое всегда бывает с акафистом) и продолжается один час. Кроме помянутой церковной службы всякий день, без исключения и праздников, каждый монах обязан исполнить назначенное ему от духовника келейное правило».

Говоря о Святой Четыредесятнице, отец Мелетий подчеркивает, что, хотя в монастыре служба Божия и всегда совершается «весьма чинно, продолжительно и для каждого христианина назидательно», но особенно «во время этой десятины года церковное здесь служение невольным образом приводит великого нераскаянного грешника в сознание своих грехов и возбуждает к покаянию».

«В Сырную неделю по окончании вечерней службы, спустя один час времени, собирается все братство святой обители сей в собор святого великомученика и целителя Пантелеимона; здесь каждый монах прежде прикладывается к святым иконам: Спасителевой, Богородичной, храмовой и прочим, потом подходит к настоятелю и, сделав до земли метание, просит у него прощения и благословения. После сего прощается всякий друг с другом. Все это каждый монах и послушник исполняет с глубочайшим смирением, и некоторые даже со слезами. По захождении солнышка, спустя два часа, бывает трапеза; после трапезы читается малое повечерие. Наш русский духовник со всею русскою братиею присутствуют на повечерии в русском соборном Покровском храме, где после повечерия русское все братство прощаются со своим духовником и друг с другом и расходятся каждый в свою келлию.

В первый понедельник утренняя служба начинается за час времени до солнечного восхода. После утрени, спустя три часа, начинаются часы: во время 3-го и 6-го часа читаются два пространных и душеназидательных слова из книги святого Иоанна Лествичника, а после шестого часа поется акафист Божией Матери; вся эта служба продолжается около трех часов. После этой службы чрез два часа начинается 9-й час, который во всех афонских монастырях вычитывается пред вечерней службой. На 9-м часе опять читается поучительное Лествичниково слово. Потом, не выходя из церкви, начинается вечерняя служба, которая продолжается с 9-м часом не менее двух часов. После вечерни, спустя два часа, читается великое повечерие, которое с покаянным и умилительным каноном святого Андрея Критского продолжается около трех часов. Во вторник утреня начинается в свое время (т. е. в полночь), которая продолжается около пяти часов. В течение всего святого поста во время утрени читается три поучительных слова. В среду и пяток совершается литургия Преждеосвященных Даров. Трапезы на первой седмице не поставляется до среды, но для немощных во вторник после вечерней службы предлагается в трапезе по небольшому куску хлеба с водой. От среды же в течение всей Святой Четыредесятницы трапеза поставляется однажды в день сухая, т. е. без елея и без вина, кроме субботних и воскресных дней, в которые бывает две трапезы с разрешением елея и вина, а иногда предлагается и белая икра. На Страстной седмице в пяток и в субботу трапезы не поставляются, а для немощных в субботу, по окончании вечерней службы, предлагается в трапезной по малому укруху хлеба и по малой чаше красного вина.

В течение всего года приобщаются здесь святых, безсмертных и животворящих Христовых Таин в каждую седмицу схимонахи два раза, мантийные монахи один раз, а послушники в две седмицы один раз. А в Святую Четыредесятницу схимонахи приобщаются три раза в седмицу: в среду, пяток и субботу; манатейные монахи — два раза: в среду и в субботу; послушники однажды — в субботу. В дополнение сего, несмотря на строгий пост, на продолжительное богослужение каждый день, нет в обители ни одного такого человека, который бы не исполнял по силе своей определенного ему настоятелем или духовником послушания.

[Постороннему человеку] такая жизнь кажется трудна и невыносима. Но для тех, которые совершенно отреклись суеты мiрской и усердно восприяли на себя иго Христово, кажется удобна и легка, потому что они за то, что постятся, воздерживаясь от пищи телесной, питаются и наслаждаются Божественною пищей; а за то, что бдят и духовно подвизаются, получают от Христа Бога всесильную благодать, которая укрепляет их силы душевные и телесные и еще исполняет сердца их небесной радостью и духовным веселием» [7].

Афонский старец Иероним и его ученик игумен Макарий. 1880-е годы
Афонский старец Иероним и его ученик игумен Макарий. 1880-е годы

Правила отца Иеронима

Для послушников

Принятому в монастырь должно вначале исповедовать все свои грехи самому игумену, также и после исповедоваться во всех смертных грехах. Ходить к духовнику, к которому будет указание.

Если имеются деньги или вещи, передать их игумену, не удерживая у себя ничего.

Получивши послушание и канон келейный, исполнять неопустительно, часто исповедоваться, не утаивая грехов.

В церковь ходить к началу, также и на первую трапезу. И до окончания службы и трапезы не выходить без великой нужды.

В келлии без благословения не есть ничего и не вносить ничего, кроме благословенного.

Особой дружбы не иметь ни с кем.

Без нужды не ходить по келлиям и к себе не принимать. Не угощать друг друга чаем.

Не принимать у богомольцев ни денег, ни вещей и от братий ничего не принимать и самому не раздавать ничего: ни одежды, ни обуви, ни пищи — и ничем не меняться.

При встрече с другими надобно делать малый поклон, сказавши: «Благословите», но не иметь привычки рукопожатия.

Без благословения не иметь у себя ни пищи, ни денег, также и лишней одежды.

Открывать духовному отцу всякие помыслы, особенно хульные и блудные.

Не верить никаким снам и явлениям и даже не желать видеть никакого видения, считая себя недостойным.

Канон келейный исполнять всегда, но без благословения самому себе не полагать никакого правила, а все делать по благословению, с вопросом.

Не избирать послушание, что богопротивно.

Для прогулки за монастырь выходить только в праздники вдвоем или втроем и недалеко.

Без благословения отлучаться из монастыря никому не дозволяется.

Читать книги только те, которые благословит игумен.

Вовсе не верить своему рассуждению, но обо всем вопрошать старца. Это есть основание и конец безбедному спасению.

Прежде трех лет испытания не домогаться получить мантию.

В праздники не ходить на раннюю литургию. Не искать, кто где служит из иеромонахов поскорее [8].

Купание в море не благословляется.

Не собираться по келлиям для разговоров, чтобы по неопытности не договориться до предметов, которые могут после смутить и быть вредны.

Мiр свое любит. Старайся, сколько возможно для тебя, отрешайся от мiра начисто, решительно, как Господь любит.

На вопрос, пить вино или нет, отец Иероним отвечал: «Сам-то ты — вино, когда выйдет из тебя вино, тогда будешь пить вино».

Старец повествует: «При всей моей начитанности в Божественных книгах и любви к монашеству я много претерпел от нападения страстей. Потому мне страшно тяжело было разлучаться с мiром и оставлять дом родительский. Враг сильно нападал на меня от намерения моего, а потому я с великою болезнию сердца оставлял дом мой — плакал и рыдал. Но в этом время совесть говорила мне, что это попущено Богом и так сему должно быть: “Мужайся и крепись, все это скоро пройдет, ибо через это пролитие крови твоей сердечной оценится любовь твоя к Богу. А как ты думаешь, что Тому Самому Любителю твоему ради тебя легко было на Голгофе висеть на Кресте?”

Ежели этого не случится в начале оставления мiра, то оно будет в монастыре, ибо сего требует евангельское самоотвержение, которое вначале бывает страшно тяжело, а после делается благим игом и легким бременем Христовым».

Правила для иноков

Нужно помнить: по вступлении в святую обитель помни и не забывай во всю свою жизнь ту ревность, с которою ты вступил в обитель, и тем возбуждай себя от лености и нерадения ко усердию на все труды монастырские.

Покаяние с сокрушением сердечным о всех грехах твоих без малейшей утайки, а, чтобы не позабыть чего, для этого нужно с большим внимание и размышлением припомнить от юности все свои грехи, великие и малые, и написать их на бумаге, и после искреннего покаяния, какую даст тебе епитимию духовный отец твой, должно с усердием исполнять все, что он тебе назначит, без всякого увеличения или уменьшения.

Послушание не выбирай по своему желанию, где и что тебе нравится, а, что назначат и куда пошлют, с усердием все исполнять безпрекословно, как повеления Божии, а не человеческие, а иначе труд твой будет безполезен и даже душевреден.

Волю свою и мудрование свое мiрское из головы выбросить вне святой обители, чтобы они более не существовали с тобою в обители; предайся во всем как железо ковачу;

по братским келлиям не ходи, знакомства ни с кем не заводи, в дела монастырские и старческие не входи и не испытуй, да не смутишь чрез это душу свою безполезными и душепагубными любопытствами и лишишься душевного и сердечного мира;

живи, как странник, в обители во всю твою жизнь, помни всегда только о Боге и себя и свое намерение, с которым ты пришел в обитель;

держись своей келлии, как пчелы — улья своего, и, как они, так и ты возделывай духовный мед, то есть: по окончании своего послушания занимайся молитвою Иисусовою и чтением слова Божия, святоотеческих книг, и преимущественно святого аввы Дорофея, святого Иоанна Лествичника, святого Ефрема Сирина, святого Кассиана Римлянина, и какие назначат тебе старцы книги читать.

Частое и чистосердечное исповедание грехов и помышлений своих, как злых, а равно и благих;

особенных подвигов никаких не предпринимать по своему желанию и неразумной ревности, чтобы не прельститься; только такие дела и подвиги совершать, какие старцы назначат, ни больше, ни меньше;

слова и наставления старческие принимать с верою, как из уст Божиих, и исполнять с любовию, а не с ропотом.

При послушании хранить молчание с молитвою Иисусовою тайно в уме, с памятию Божиею;

иметь страх Божий и благоговение во всем и везде, а также помнить присутствие Божием, и присутствие Богоматери, и святого ангела-хранителя своего, и всех святых и иметь память смертную, смирение и всегдашнее самоукорение и крайнее внимание о делах и помышлениях своих, какие приходят: благими пользоваться, а злых избегать;

на братию смотреть как на ангелов; себя считать недостойным сожительства с ними по своим грехам;

если увидишь какие немощи в ком-либо, то берегись осудить, да не прогневается на тебя Господь и попустит на тебя большие искушения, но скажи помыслу своему: «Сей брат совершен есть в добродетели, сия творит аки немощный и грешен»;

на начальников и духовным отцев взирай как на Христа и все повеления их и слова принимай с верою и исполняй, как повеления Божии.

В храме Божием стой с великим благоговением и страхом Божиим и с сокрушенным и смиренным сердцем, как осужденник и как пред лицем Божиим, Который весть тайны сердца нашего и ума нашего помышления и взывай к Богу умносердечно мытаревым покаянным воплем: «Боже, милостив буди мне, грешному». И с великим вниманием слушай, что читают и поют в церкви.

В трапезе также со страхом Божиим и с молитвою вкушай пищу и питие и благодари Бога, подавшего тебе сия, а умом внимай, что и о чем читают, дабы не только тело, но и душа питались бы словом Божиим.

По окончании трапезы не останавливайся для празднословия, но спеши скорее на свое послушание, если есть, а если нет, то в своею келлию и займись или каким делом, или молитвою и чтением Священного Писания.

После повечерия каждый должен идти в свою келлию, разговоров между собою не заводить, кроме особенных случаев, а кто привык к этому, это есть признак рассеянной и нерадивой души, чуждой страха Божия.

При встрече с братом, кто бы он ни был, старший или младший, всегда нужно делать легкий поклон друг другу, говоря: «Благословите».

Без основательной причины не останавливаться на дороге для празднословия, а в особенности смехотворства, и по первому замечанию старшего брата или благочинного нужно расходиться без всяких отговорок.

В келлии не благословляется иметь под отлучением от причастия Святых Таин и даже лишением обители, как то: денег и всего пьянственного, а также не вводить никаких других роскошей, кроме благословенного чая, сахара и разве кому по немощи хлеба и временно раздаваемых фруктов, во всем стараться соблюдать простоту и возможным образом как к себе остерегаться принимать в келлию, так и к другим ходить, ибо при этих сборах только бывает одно празднословие, а чего хуже, осуждение ближнего.

Никому из братий без благословной причины и без дозволения игумена не дозволять входить в странноприимницу и не давать никакого яства или пития, ибо чрез это расслабляются братия, и вообще без благословения игумена ничего не делать.

Аще возможно, то на всякий день открывать все свои дела и помышления старцам духовным, чтобы враг в чем-нибудь не поймал бы в свои вражеские сети.

Чтобы до самой смерти провести жизнь свою во святой обители в добродетели и в духовной мудрости, нужно приучать себя к победам над своею плотию; блажен тот инок, кто проведет жизнь добродетельную и исполнит обет свой, данный Богу; если хочешь проводить жизнь иноческую, то признай себя странником земным и будь беден для мiра и богат пред Богом.

Знай, что не одежда и пострижение делают человека истинным монахом, но чистая душа пред Богом и умерщвление своих страстей; не ищи здесь ничего, на земли, кроме Бога и спасения души, старайся быть последним изо всех, смиряйся пред Богом и всеми людьми, иначе не найти тебе душевного мира и покоя.

Повинуйся всем ради Бога, ибо ты пришел в монастырские стены не начальствовать и проводить время в праздности, но терпеть и трудиться Бога ради и спасения ради души своей; здесь-то люди и очищаются, как злато в горниле, а потому никто не может жить в монастыре, не принесши сердце и разум на служение Богу.

В многолюдном монастыре обыкновенно много бывает и любопытных новостей, и если вы будете внимать оным, то тогда некогда будет вам заниматься чтением священных книг или молитвою; новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец; надо смотреть нам, чтобы не упустить время к покаянию, того ради хорошо не обращать внимания на новости, которые разоряют нас вконец. Блажен, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей, таковой скоро исцелит свои душевные раны и достигнет любовь Божию.

Никому не дозволяется вмешиваться в дела и распоряжения общие, кроме определенных для того от монастыря. Других же собраний для советов не дозволяется делать, но всем безмолвствовать и со страхом Божиим покоряться положенному порядку.

Для успокоения же волнующихся прилогов против порядков правления полезно будет почаще задавать себе вопрос преподобного Арсения: «Монаше, зачем ты пришел в эту пустыню?» Такое настроение мысли при содействии благодати поможет безмолвнику благодушествовать в терпении пустынных скорбей, за терпение коих обещано от Бога получение вечного блаженства и нескончаемой радости.

Наставления игумена Андрея († 1903 г.)

1

Великая польза и пища души приобретается от внимательного и неопустительного слушания богослужения церковного: нигде и никогда так не просвещается наша душа, и мысль, и сердце, нигде такого мирного и доброго благоустроения не обретает, нигде так близко благодать Божия не касается совести нашей, просвещая, наставляя, воззывая ко спасению, к пути истины. Неопустительное и внимательное службою Божественною пользование научает истинному страху Господню и согревает и хранит сердце в любви Божественной. Но и всюду нам необходимо, сколько возможно, ограждать память молитвою и неотступным имени Божия призыванием — это великая и всесильная помощь ко вниманию своей совести и воздержанию себя во всем, что случается душевредного, или от сердечных худых навыков, или от примера недоброго.

Праздные беседы, особенно слова шуточные или смехотворные — это крайний вред для души, это разорение всякого душевного и духовного добра, всякого доброго и спасительного приобретения, если кто с Божиею помощию и потрудится для души своей, то в краткое время от неполезных пустых слов теряет и лишается; особенно шутки и смех совершенно чужды монашеского звания…

2

Возлюбленные о Господе отцы и братия!

Внимайте своему спасению, и своему званию, и священным обетам иноческого ангельского образа, помните, ради чего оставили вы мiр и все земное, и приняли святой сей ангельский образ монашеский, и обеты Господу засвидетельствовали, за которые истязаны будем на Страшном Суде Божием. Если здесь будем следовать мiрским греховным привычкам и пристрастиям, не будем вести себя, как приличествует и должно монаху, тогда сие звание наше, и одеяние, и обеты никакой не принесут нам пользы, а послужат даже к сугубому осуждению. Более всего препятствует спасительному вниманию своей совести и совершенно истребляет в сердце страх и любовь ко Господу празднословие, сходки братии в коридорах или на портареях, посещение друг друга в келлии и праздные беседы, воспоминание мiрского и прочее. Посему нет благословения никому входить в келлию для празднословия, а после повечерия нет исключения в этом правиле ни для кого, хотя бы старший или иеромонах был, кроме духовника, к которому только для исповеди благословляется входить во всякое время. Сие посещение келлий и праздные разговоры на портареях строжайше воспрещаю, а ослушники и преступающие без страха отеческую заповедь да убояться Суда Божия, ибо они обещали пред святым алтарем Господним отречение своей воли и послушание отцам духовным.

Внимайте своему спасению и взыщите вечной жизни и блаженства будущего нескончаемого, ибо для этого и собрал здесь всех нас Всеблагий Промысл Божий.

Призываю на Вас благословение Божие и покров Царицы Небесной.

Присный о вас молитвенник, игумен Русского святого Пантелеимона монастыря
архимандрит Андрей

3

Честнейшие отцы священнослужители, отцы иеромонахи и иеродиаконы! По долгу моему и страшась негодования и гнева Божия за оскорбление святейшего места — алтаря Его, прошу и молю вас крайне остерегаться всякого непутного собеседования здесь, кроме слов необходимых и неизбежных. А также для сидения есть место в церкви вне алтаря (в дозволенное правилами время), а святейший алтарь не должен быть для нас местом собеседования и отдохновения, это есть место единственно лишь поклонения и благоговейного чествования, как место особого присутствия Божия; входить в оное или, если нужно, стоять должно с великим страхом и благоговением, как заповедает святая Церковь. Если мы, старшие, будем допускать забвение и небрежение о сем, то сугубо ответить Господу должны будем и за свой грех безстрашия и неблагоговения пред лицом Его, и за соблазн и вред для младших и непосвященных, которые должны видеть в нас назидательный пример и поддержку нравственную, а не соблазн. Никому из священнослужителей нет благословения уходить от утрени прежде окончания и приготовлять жертвенник (в параклисе), это служит нарушением общего порядка и смущением других [9].

Правила для послушаний [10]

1

  1. Братия, кроме клиросных, должны собираться к назначенному послушанию летом по окончании ранней литургии, в зимнее же время с рассветом.
  2. Всякий вошедший в определенное место для послушания брат обязан сказать: «Благословите», потом прочитывать определенную молитву пред начатием дела и, испросивши помощи Божией, приниматься и упражняться своим делом при памяти Божией.
  3. А чтобы не подвергнуться Суду Божию за нерадение к святому послушанию, то молю вас, братия, избегать вреднейшего недуга для души — празднословия, лишающего внимания как того, который оное производит, так и всех находящихся вкупе на послушаниях братий.
  4. Летом, когда две трапезы, полагается время для отдыха от пяти до семи часов; во дни однотрапезные по окончании трапезы — два часа. Кому угодно, летом определяется время для чая полчаса, а в зимнее время — час.
  5. Кроме праздничных дней, то есть полиелейных служб, вечернее правило благословляется вычитывать на месте послушания, собравшись вместе находящиеся вблизи на послушаниях братия.
  6. Также благословляется вычитывать на послушании часы и вечерню в святую великую Четыредесятницу, кроме первой и Страстной седмиц; в эти особенные дни все, кроме находящихся на неотложных послушаниях братий, должны собираться в церковь на совокупное моление.
  7. Во время вычитывания правила послушание оставляется ради крайнего внимания при чтении.
  8. Вещи, находящиеся в заведениях, инструменты и материалы, брать хотя и для подержания в келлии воспрещается.
  9. В случае по каким бы то ни было причинам не исполнивший вышеозначенных правил обязан исповедывать причину нарушения духовнику.
  10. Вхождение в заведения без дела воспрещается.

Игумен архимандрит Андрей со всею о Христе братиею

2

Отцы и братия, по заповеди Христовой вменяю себе в обязанность водить вас во всяком наказании и в страхе Божием.

Первое мое слово к избранным старцам: управляйте врученной вам меньшею братиею, какая у вас под рукою, но не господствуйте над нею, а подавайте собою пример ко всякому благочестию и труду.

Вам же, братия, находящиеся под надзором старцев, заповедую повиноваться им безпрекословно во всем, ибо от них взыщется ответ за вас и за все, что вручено им. Смиритесь под их приказание, будьте послушны, исполняйте все, как бы то было вам поручаемо от Самого Бога, от Которого и получите светлые венцы славы.

Молю же вас, отцы и братия мои, покажите в вере вашей добродетель, имейте воздержание во всем, терпение, благочестие, братолюбие. Друг друга тяготы носите, старайтесь сделать ваше звание и избрание в вечное Царство Господа нашего Иисуса Христа твердым и непостыдным.

Сие заповедую вам властию моею, которая мне дана по законам Божиим Самим Богом, водить вас во всяком наказании, да ни един от вас кто погибнет.

Игумен архимандрит Андрей

О святом причащении

Частое причащение Святых Христовых Таин было установлено в монастыре с благословения святейшего Патриарха священномученика Григория († 1821). В то время как монастырь строился и братиям было трудно, Патриаршее благословение было говеть перед причастием только один день — строгий пост без вина и елея. Было также заведено всему братству причащаться каждый бденный праздник, поэтому накануне всегда был строгий пост. Обязательное присутствие за богослужением начиная от полунощницы и кончая повечерием поставляется в святую обязанность не только причастникам, но и всему братству.

Отец Иероним наставлял:

«Ничего более так не пользует нас в нашей жизни, как частая исповедь и приобщение Святых Таин. Сперва наши боялись приобщаться раз в месяц, а теперь приобщаются каждую неделю, а постарше — три раза в неделю, и с радостию, а послушники — чрез две недели, а в посты и они раз в неделю [11].

Чрез сию почитательную, умилостивительную, благодарительную и умолительную Вечерю Божественных Даров богатство приемлют и все лишения духовные своей нищеты неоскудно восполняют только те, кои достойно ее приобщаются, а не рассуждающие в ней Тела и Крови Господней в суд себе едят и пиют».

Чтобы причаститься достойно, старец советует:

«Пред каждым причащением говеть, воздерживаться как от довольного насыщения и сладкого вкушения телесного, так наипаче от похотей лукавых и от помышлений суетных, оскверняющих нас, ибо пост есть начало покаяния, всякого благого делания споспешник, будущей жизни образ и нетленного пребывания подражание».

Иметь благое произволение, служить всегда Господу в преподобии и правде и сие произволение во вся дни живота своего свидетельствовать благими делами.

Алчбу и жажду к сему Божественному Брашну и Питию возбуждать в душе и сердце своем размышлением о величестве и пользе сей Пребожественной Тайны и о своей нищете.

Всемерно тщатися благоговеинство себе стяжать, страсти Господни размышлять, Пречистую Богородицу, яко Сообщницу страстям и смерти Сына Своего бывшую, прилежно умолять, да в житии сем будет Представительницею и ко всем добродетелям Помощницею.

Со внимание и рассуждением исполнять положенное ко Причащению правило во отгнание телесных страстей и душевного рассеяния, во утверждение же умиление.

Готовящиеся к приобщению Святых Христовых Танин по положенному закону церковному наперед должны исповедаться у духовника своего. Без исповеди же не должно дерзать приобщаться, ибо сие законом запрещено.

При этом всякому должно строго смотреть за собою, чтобы со злопамятством на кого-либо не дерзать приобщатся Святых Таин, ибо это весьма душевредно есть.

Для искоренения из сердца этого великого зла положена искренняя исповедь пред духовником, которая разрешает и уничтожает всякую злобу.

Отцу духовному исповедовать грехи свои, ничего не скрывая от всех помышлений и самых сокровеннейших тайн сердца своего и ничего не прилагая, и притом не простобеседно, но с несумненною верою во Христа Спасителя, с полною надеждою на Его милосердие, с истинным сокрушением о грехах своих и с твердым намерением, чтобы впредь храниться от подобных тем согрешений, ибо печаль яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор 7, 10), омывая душевные грехи, яко духовною купелию.

Утаение греха есть прелесть душегубная, приложение же — клевета смертоносная.

На таковую исповедь должно сверх того учащать приход свой священнослужителям и всякий раз, когда вступают в чреду седмичного их служения, а желающим вящего преспеяния в духовной жизни не токмо всякую неделю во дни душевного мира, но и всякий день, если настоит мысленная брань и каким-либо преступлением, хотя и малым, свяжет кто свою совесть.

Сим последним во всякое время можно приступать к Святым Тайнам, с должным приуготовлением, по совету отца духовного.

***

Внимающие своему спасению должны причащаться Святых Таин каждую неделю, а которые воздерживаются от разрешения вина и елея, те могут причащаться и чаще — два и три раза в неделю.

Особенно в великие праздники богоприятно есть освящать себя божественным Причащением Святых Таин.

Также полезно соблюдать и тот обычай богоугодный, чтобы день ангела своего чтить освящением себя принятием Святых Таин.

Надобно остерегаться, чтобы после Причащения до трапезы не плевать на землю, а еще более того требуется воздерживаться от многоядения и празднословия.

Послушники должны причащаться чрез две недели, а если кто из них по благословению постится, тот пусть причащается один раз в неделю.

Христос Своею честною кровию, на Кресте излиянной за весь мiр, весь мiр искупил и от вражией прелести освободил, и никто чрез частое причастие пречистого Тела Христова и честной Крови Его не впадет в прелесть, как говорят некоторые. Но от частого и достойного причащения святого Тела и честной Крови Христовых человек освящается своею душою и телом и соединяется со Христом и от всякой прелести избавляется.

Хорошо бы, ежели кто мог хотя бы и каждый день приобщаться Святых Христовых Таин Тела и Крови Его! Но немощь человеческая! Всего только из-за какой-нибудь ложки масла, подаваемой в трапезе в кушанье, и стакана вина человек разлучает себя от соединения со Христом, которое бывает чрез частое причащение.

В древние временя миряне чаще приобщались святого Тела и честной Крови Христовых, нежели в настоящее время чрез свою немощь монахи.

О келейном каноне

1) Келейный канон обязаны исполнять все ежедневно, кроме десяти дней в году: от Великого Четвертка по Фомино воскресенье.

2) Совершается он в положенное время пред утреней, когда бывает звон для сего, пред утреней за час с четвертью. Если же кто не успевает за это время, то может начать его и несколько ранее, чтобы успеть его окончить до утрени.

3) Поклоны земные отменяются по субботам и воскресеньям во весь год, во всю Пятидесятницу, от Рождества Христова до Богоявления, а также когда бывает бдение среди недели и полиелейная служба в обоих соборах с большим звоном во все колокола.

4) В дни воскресные и бденные звона на канон не бывает, поэтому в сии дни предоставляется каждому совершать келейный канон, когда он найдет время для сего, днем ли, ночью ли.

Канон мантийного монаха:

(Начало): Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Таже: Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (трижды). Помилуй мя, Боже. Верую во Единаго Бога.

Спасителю 3 чет.

Божией Матери — 2.

Всем святым — 1.

О здравии и спасении игумена (имя) с братиею, ктиторов и благодетелей святыя обители сея — 1.

О упокоении игумена Макария, иеросхимонаха Иеронима с братиею святыя обители сея, ктиторов и благодетелей святыя обители сея — 1.

Земных поклонов Спасителю 50.

или же: Спасителю — 30.

Божией Матери — 20.

Канон рясофорного монаха и послушника:

Спасителю 3 чет.

Божией Матери — 2.

Всем святым — 1.

Земных поклонов — 50.

Канон келейный схимника:

(Начало): Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Таже: Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (трижды). Помилуй мя, Боже. Верую во Единаго Бога.

Спасителю 6 чет.

Божией Матери — 4.

Ангелу-хранителю — 1.

Ангелу от крещения — 1/2,

от пострига — 1/2.

Святому великомученика Пантелеимону — 1/2.

Всем святым — 1/2.

О здравии и спасении игумена (имя) с братиею, ктиторов и благодетелей святыя обители сея — 1.

О упокоении игумена Макария, иеросхимонаха Иеронима с братиею святыя обители сея, ктиторов и благодетелей святыя обители сея — 1.

Земных поклонов Спасителю — 60.

Божией Матери — 40.

Такое келейное правило было установлено и на Новом Афоне на Кавказе. Посланный туда настоятелем иеросхимонах Иерон (Носов) говорил:

«Лучше нашего канона нельзя ничего более придумать. Такой канон веками творили все святые отцы на Святой Горе Афонской» [12].

Общие положения [13]

«В рассуждении келейного поведения в монастыре следуют точному и строгому исполнению отеческих законоположений. Оставаться вне кельи, а тем более за монастырем без особенной нужды и благословения настоятеля совершенно не позволяется, равным образом и собираться по кельям для бесед воспрещается. Касательно немощных и больных, святые отцы и законоположения делают некоторое послабление по вниманию к их болезненному и страдальческому состоянию.

Принять милостыню или дать что-либо никто из иночествующих не вправе без позволения настоятельского; впрочем, не по чему-нибудь иному, а только для отсечения в каждом своей воли, как бы дело ни было само по себе безкорыстно и хотя бы основано было на видах самых благонамеренных. При этом достигается цель настоятеля, чтобы и самые мелочные действия братства не оставались для него тайною, но были в точности ему открываемы; потому что чрез это утверждаются в братии смирение, чистота совести и послушание — эти лучшие украшения ангельского образа. В отношении к странноприимству тоже положение: может каждый видеть пришельцев с далекой отчизны, побеседовать с ними о чем нужно; но угостить их в своей келлии — ему не приводится; потому что в подобных случаях есть нарочно определенные из числа братии иноки: они и угощают и упокоевают приходящих на общей гостинице.

Заниматься беседами праздными и предосудительными, а тем более оскорблять честь ближнего и заводить ссоры — это противное заповеди Господней дело; а потому если бы кто, забывшись, впал в эту погрешность, таковый в тот же день обязан непременно очистить совесть исповедию и испросить прощение у обиженного, а иначе будет наказан или поклонами, или, что всего важнее, отлучением на время от причащения Святых Таин. Поэтому хотя бы и произошла в братстве какая распря, она тогда же уничтожается.

Святых Христовых Таин братия приобщаются еженедельно по субботам, а иные, проводя более строгую подвижническую жизнь, дважды и трижды в неделю. При этом наблюдают приуготовительный пост в известные дни седмицы и заботятся об очищении совести не только от явных слабостей, но и от тайных мыслей и пожеланий, постоянно расхищающих ум и воюющих на сердце.

Но всего строже в монастыре Пантелеимоновом, как в общежительном, наблюдается нестяжательность— эта отличительная черта совершенного иночества. Никто из братии не может удерживать при себе своей собственности, а тем более денег. Каждый при самом вступлении в число братства обязывается объявить все, что у него имеется, и вручить свое имущество сполна в распоряжение игумена, подобно тому как было в первенствующей апостольской Церкви (Деян. 5, 1—7).

О покое телесном в Русском монастыре не имеют много попечения— о русских банях здесь и понятия нет, ванны и купанья вовсе не приняты в быту монастырском; более строгие подвижники, исключая священнодействующих, даже не моют головы и лица, но если кто немощен и его болезненность требует холодной или теплой ванны, то таковым дозволяется употреблять те или другие.

Многим, конечно, кажутся странными такие правила, но их не должен чуждаться инок, как потому, что он по самому своему имени призван жить и чувствовать иначе, чем мiрянин, и действовать усильно вопреки побуждениям страстной природы, так не менее и по уважению ко святым отцам, законоположившим таковой путь совершенного иночества.

Странным также считают некоторые и то, что на Святой Горе и в монастыре Русском слишком продолжительные всенощные бдения; но это нимало не покажется удивительным, если взять во внимание постоянные убеждения слова Божия непрестанно бдеть и молиться и если иметь в виду изумительные опыты и свидетельства о чрезвычайно благотворных плодах молитвы, столь же необходимой для человека, как и самое дыхание для жизни его тела. Если святые отцы от целых суток уделяли только один час для сна (святой Арсений Великий и др.), что ж в остаток суточного времени делать иноку, особенно в праздничные дни, когда всякое житейское попечение должно быть далеко от нас и всякое ручное занятие отлагается? Если святые отцы считали необходимостью всенощные бдения (святой Савва Освященный и др.), а совершеннейшие из них на несколько дней и ночей сряду, не трогаясь с места, погружались и умом и сердцем и всеми силами духа в молитвенную беседу с Богом, то не должны ли и мы подражать им, подвизаясь по силе своей?

После повечерья воспрещается не только что-либо съесть, но даже напиться воды. Если же у кого откроется томительная жажда, особенно летом, когда бывают сильные жары, то напившийся воды обязан положить за это в простое время 50 поясных поклонов, а в Великий пост столько же земных с молитвою Иисусовою или вновь вычитать повечерье. Равным образом строго воспрещается после повечерья разговаривать, а тем более сходиться в келлии.

Наконец, братство Русского монастыря, отходя ко сну, не раздевается, а постоянно бывает в подряснике и не отнимает даже пояса для всегдашней готовности к молитве, или трудам, или на Страшный Божий Суд.

Русский Пантелеимонов монастырь, оставаясь на Святой Горе пристанищем для русских поклонников, не требует от них ничего за их иногда и долгое в нем пребывание и содержание, приемля, впрочем, с признательностью произвольное приношение. Для всякого странника всегда отворена дверь, готова трапеза и покой в архондариках (гостиных). При выходе странников из монастыря дается им в дорогу хлеб. Для бедных же и нищих привратник нарочно берет у игумена денег и раздает их без отчета, следуя в этом случае внушениям собственной совести и движениям сердца приемлющего и участие в горьком положении меньшей Христовой братии, и удовлетворяя по возможности их нуждам».

Издревле в обители заведен порядок, чтобы на трапезе не выбрасывать остатки хлеба (укрухи), но использовать их на сухари для братии и поклонников. Поэтому после каждой трапезы предстоятель читает молитву:

«Христе Боже, благослови избытки и укрухи…»

Духовное завещание старца-духовника иеросхимонаха Иеронима

Во имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Прошу и молю отцов и братий моих обратить внимание ваше на мою последнюю предсмертную просьбу, соединенную с великим моим желанием утверждения навеки общего нашего спасения, заключающегося в благоугождении Богу сохранением совершенного общежития, устроенного старцами в нашей обители по правилам богоносных наших отцов. Так как конец жизни моей приближается с вами к разлучению и отходу моему в вечность, потому, внявши совету отцов, я счел за душеполезное дело как для братий наших, так и для меня самого, чтобы написать вам, отцам и братиям моим, своеручно последнее мое писание и заявить вам предсмертное мое желание и смиренное мое старческое прошение, которое состоит в том: так как Божественноотеческий Промысл Божий благоволил для славы Своей собрать вас из разных племен великое число: русских, греков, болгар и других — в эту святую обитель, которую соблаговолил Он прославить и во всем благоустроить в евангельском духе строгого общежития, в боголюбезном братолюбии разных племен, то для такого благоугодного Ему жития Он, как Бог чудес, прославляющийся оными во святых Своих, благоволил для славы Своей и утешения Православной Церкви Своей вместе и обители нашей, явить чрез Пресвятую Божию Матерь и святого Пантелеимона многие чудеса, которые были причиною скорого увеличения нашей обители и ее прославления, что положило прочное основание к обеспечению обители и в вещественном потребном к безбедному ее существованию на будущее время.

Вам известно, как долго испытывал Господь обитель нашу великою бедностью и даже тяжкими долгами, ибо до Крымской войны обитель наша не имела состояния раздавать милостыню бедным, но когда в то бедственное время обитель наша с полным самоотвержением решилась поделиться с голодавшими сиромахами последним своим хлебом, то с того времени замечено было, что из всех стран России начала присылаться в обитель изобильная милостыня, при помощи которой в то бедственное время обитель наша не имела нужды в содержании, но еще многих бедных пропитывала. Столь боголюбезна добродетель общения и благотворения.

Но не за это, собственно, Господь ущедрил обитель нашу, а за понуждение ее ко исполнению обетов монашеских общежительных, приносящих Богу ежедневно и ежечасно плоды духовные. Эта истина для вас очевидная. Еще многие из вас живы, которые видели и помнят то время, когда обитель наша была малочисленна и очень бедна, во всем имела нужду, даже и одних процентов за долги не имела чем уплачивать, но еще увеличивала оные постоянными займами. Но при всей своей бедности обитель не унывала, не падала духом, но веровала и уповала, что за исполнение заповедей Божиих общежительных она оставлена Богом не будет в нищете на долгое время и действительно она постоянно увеличивалась и устраивалась как духовно, так и вещественно, исполняя строго богоучрежденный ее устав. Ибо, чем более увеличивались в обители плоды духовные, как то: братолюбие, воздержание, частая исповедь и приобщение Святых Таин, смирение и послушание, понуждение ко бдениями и прочим добродетелям, тем более Бог посылал обители щедроты Свои духовные и телесные. Даже многократно Господь чудесно избавлял обитель нашу от великих и страшных бед. А все это даровано было Богом обители за сохранение ею совершенного общежития. А так как все это было при вас, отцы, потому я выше и сказал, что эта истина есть для вас очевидная.

Так, боголюбезные отцы и братия мои, избранники Божии, получивши от Бога такие благодатные задатки и указания к благоугождению Ему в святом, то есть в совершенном и чистом, общежитии, понудим же себя и впредь навсегда ко исполнению и сохранению положенного и уже устроенного Богом в нашей обители общежительного устава, которым путеводились и спасались святые наши отцы. Сей святой устав учрежден весь на основании Святого Евангелия богоносными отцами, а наиболее святителем Василием Великим. История показывает, что исполнение сего общежительного устава древними монастырями было полезно и всей Православной Церкви, ибо таким образом они увеличивали славу Православия и поддерживали честь и хвалу монашества, обеспечивали тем долголетнее свое существование. Даже и в настоящее время видим, что которая обитель исполняет этот устав, та находится в хорошем благоустроении и во славе и чести для всего монашества. Напротив того, видим, что которые монастыри оставили богоугодный чин общежития, все расстроились, унизили своеволием равноангельскую монашескую нравственность и тем уронили пред Церковью честь монашества, а многие из них и вовсе уничтожились. И так история и очевидные примеры показывают нам опытный урок тот, что одно только средство находится к утверждению благоустроенного и прочного существования обители до скончания мира. Это средство есть исполнение богоустроенного ее устава. Повторяю: это только одно есть благодатное средство, которое может прославить Бога и обитель и сохранить и спасти ее от всех страстных треволнений и конечного ее разрушения до конца мира. А одно обеспечение вещественное всегда бывало ложно. Поэтому и я, умирающий ваш духовный отец, вседушевно желающий обители нашей и впредь находиться во благоустроении истинного общежития, прошу и умоляю вас, отцы мои и братия, хранить богодарованный вам великий дар чистого общежития, не нарушать его ничем, но наипаче ревнуйте вообще все поддерживать его всеми вашими силами, ибо в настоящее время чистое общежитие есть уже большая редкость.

Паче всего храните старчество, ибо он устроено примером Самого Господа нашего Иисуса Христа. Без старчества совершенное общежитие не может быть, потому что многоначалие своими разделениями на партии всегда расстраивает общежитие. Особые дружества и партии смотрят только свою пользу, а не общую, потому они и за грех не считают великий грех святотатства и похищение монастырских достояний, пренебрегая страшным примером суда Божия, при апостолах бывшего над Ананией за нарушение общежития. Прошу не внимать возгласам зараженных современным духом неверия и расслабления, которые в братстве проводят такие мысли, что-де в настоящее время люди стали слабы и немощны, а потому и правила святителя Василия теперь уже не современны. Если этой лжи поверить, в таком случае и само Святое Евангелие также будет уже не современно, потому что правила общежития утверждаются на основании Святого Евангелия, которого одна черта или иота не изменяется. А посему так говорящие показывают свое неведение христианской истории, потому что и в те времена, когда жили составители сего устава, много было таковых же маловеров и расслабленных ложных монахов, которые то же говорили, но таковых святые отцы советуют нам не называть даже и монахами и жилища их не называть монастырями. А потому, отцы и братия, мои, вы, как избранники Божии, сохраняющие святой устав совершенного общежития, ревнуйте о славе Божией и всеми вашими силами единодушно старайтесь не допускать в общежитии никаких разделений братства на партии, как подрывающие основание общежития, но смотреть на общежитие как на Церковь Христову, имеющую единую главу — Христа, ибо в лице Его в общежитии поставлен от Него игумен, которому по правилам святых отцов братство должно повиноваться, как Самому Иисусу Христу, и во всем ему доверять. В общежитии он есть и главный духовный отец, потому надобно все делать с вопросом и советом его, ничего не утаивать от него, ибо такая воля Божия в общежитии.

Вот, боголюбезные отцы мои и братия, последнее мое желание: чтобы вы в любви, в единодушии и единомыслии твердо держали общежитие и, с усердием исполняя все правила его, спасались бы все и тем прославляли бы Бога, особенно благоприятным Ему поминовением имен благотворителей обители, записанных в синодики для вечного их поминовения. Они с христианскою верою это делали, уповая, что обитель исполнит святое свое обязательство, то есть будет постоянно поминать до скончания мира все те имена, за которые дана ими обители святая их жертва, послужившая большою помощию не только к построению великий зданий монастыря, к увеличению его и содержанию, но еще и к обеспечению для потомства имен жертвователей, записанных для вечного поминовения их, дабы потомки наши не имели причины порицать нас в том, что мы оставили им имена для вечного поминовения без обеспечения. Богопросвещенное общество наше знает, что исполнение этой святой обязанности есть один великий дар или луч их тех лучей света, который просвещается в обители пред человеки, прославляющими за то Бога, ибо для сего вы и призваны Им в сию святую обитель, что и мне, грешному советнику вашему, сотворит вечную пользу; еже и да будет благодатию Божиею, молитвами Пресвятые Богородицы и святого Пантелеимона, Которых и молю о продолжении покровительства Их обители и сохранении святого общежительного совершенного устава до скончания мира. При сем и остаюсь, отходящий в вечность, алчущий и жаждущий исполнения вами при помощи благодати предсмертного моего желания, преданного мною вам на сей хартии, писанного мною своеручно во славу Божию и спасение душам вашим.

Ваш духовный отец недостойный
иеросхимонах Иероним

Афонский Пантелеимонов монастырь
Афонский Пантелеимонов монастырь

Заключение

Строгие правила монашеского общежития не должны устрашать новоначальных. Устав строг, человек немощен, а Господь, ради Которого идут в монастырь, милостив и всемогущ. Христос сказал: «Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 30). Крест монашеский — благое иго Христово — при сознании человеком своей немощи, которое есть уже начало смирения и привлекает помощь Божию, становится легко исполнимым, и уже здесь, на земле, доставляет труждающемуся разные утешения. Сила Божия в немощи нашей совершается. Путь святых отцов и их заповеди должны нам служить идеалом, которого каждый достигает в меру своих сил. Очевидная его недостижимость должна приводить не в уныние, а к большему познанию своей немощи и к большей потребности в помощи Божией, а на Суде Божием будет показано, кто как трудился и чей подвиг выше — древних иноков или нынешних. И может случиться так, как сказал Сам Господь преподобному Пахомию Великому о монахах последних времен: «Дерзай, Пахомие, и крепися, семя бо твое духовное не оскудеет до скончания века. А от имущих по тебе быти, Моею помощию спасшеся, вышши явятся паче нынешних добродетельных иноков: нынешнии бо, образом твоего жития наставляеми и просвещаеми, сияют добродетельми, а иже по тебе быти имут, не имуще таковых наставников, самовольным своим произволением отскочивше от тьмы, светлым заповедей Моих путем усердно пойдут и угодни Мне обрящутся. А инии напастьми и бедами спасутся и великим святым сравнятся: аминь бо глаголю тебе о них, яко тоежде спасение получат, еже и нынешнии иноцы совершенно и непорочно жительствующие» [14].

Таким образом, усердное исполнение правил общежития, терпение скорбей и болезней могут поставить последних монахов в один ряд с первыми.

П. Русик

Примечания

  1. Автор книги «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе», умер в 1853 году.
  2. Русский консул в Салониках, православный писатель, жил в Русике в 1871—1872 годах.
  3. Автор книги «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле».
  4. На поучениях дозволяется сидение, на кафизмах — приседание, для этого откидное сиденье стасидии имеет два положения.
  5. Позже их было до 18.
  6. Здесь время европейское.
  7. Душеполезный собеседник. М., 1913. Вып. 3. С. 118—121.
  8. Игумен строго следил, чтобы в параклисах служба совершалась так же неспешно и начиналась не прежде окончания первого часа.
  9. Это наставление в рамке под стеклом было помещено в алтаре Покровского храма.
  10. Отпечатанные крупным шрифтом вывешивались на местах послушаний.
  11. В старой России причащались постами, то есть 4 раза в год или вовсе в год один раз, и это считалось нормальным. Если теперь говорят, что надо причащаться чаще, то это не значит, что в мiру можно вводить афонскую практику. Если мiрской человек причащается 1—2 раза в месяц — это уже хорошо. Преподобный Серафим Саровский говорил, что иногда, причастившись, у Бога мы остаемся непричащенными, то есть недостойное причащение идет нам в суд и осуждение.
  12. Цит. по: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1735 по 1912 год. Св. Гора Афон, 2015. С. 629.
  13. Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской. М., 1886. С. 113—122.
  14. Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого. Киево-Печерская лавра, 1857. Л. 34.
Блаженные старцы Иероним и Макарий. Фреска Пантелеимонова монастыря
Блаженные старцы Иероним и Макарий. Фреска Пантелеимонова монастыря

 

Тропари и кондаки блаженных афонских старцев

Почитание иеросхимонаха Иеронима Афонского и его ученика и духовного преемника игумена Макария сейчас очень велико, на Афоне в чаянии прославления обоих подвижников благочестия составлены хвалебные песнопения, в которых выражена любовь православных людей к великим старцам.

Блаженнаго старца Иеронима Афонскаго:

Тропарь:

От юности Христа возлюбив крепко/ и веру яко щит стяжав,/ в болезни тяжкой от Божией Матери исцеления сподобился еси,/ и дар рассуждения чрез святаго апостола Иоанна Богослова получил еси,/ на Горе Афонской вселился еси,/ и в безмолвии сердечную молитву стяжал еси./ Темже и отеческих уставов ревнитель твердый явился еси,/ скорби и болезни тягчайшие с благодарностию ко Господу претерпел еси/ и утешитель для братии своей/непреложный показался еси,/ сего ради зовем ти, старче незабвенный:/ радуйся, Иерониме блаженный, моля Христа Бога о всех нас.

Кондак:

Святому имени тезоимените,/ святым и чистым житием Богу угодил еси,/ сего ради и исцеление от Пречистой Девы получил еси/ и дара рассуждения чрез святаго апостола сподобился еси,/ монахов утверждение великое/ и к житию святому путеводитель верный/ явился еси, Иерониме блаженный,/ сего ради не оставляй духовных чад твоих,/моля Христа Бога спастися душам нашим.

 

Блаженнаго старца Макария Афонскаго:

Тропарь:

Благодатного старца Иеронима/ благодатный преемник явился еси,/ полное доверие к нему во всем имея/ и с радостию все обличения его лобызая еси,/ свою волю непрестанно отсекал еси/ и дары духовные от него унаследовал еси,/ ныне же вместе с ним зриши лице Христово,/ моля непрестанно о всех нас.

Кондак:

От духовного отца своего Иеронима/ благодать обильную унаследовал еси,/ для братии утешение непреложное/ и пастырь добрый показался еси,/ сего ради зовем ти, отче наш Макарие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Автор:
П. Русик

Добавить комментарий