Вместо предисловия. 100-летие изъятия церковных ценностей
26 февраля 1922 года в газете «Известия» было опубликовано постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Местным Советам предписывалось изъять по описям церковные ценности, изъятие которых не может существенно затронуть самого «культа», и передать в фонд помощи голодающим. Именно это постановление положило начало кампании по изъятию церковных ценностей — одной из самых трагичных страниц истории в XX веке.
13 февраля (26 февраля н. ст.) 1912 года Высочайшим Повелением было утверждено строительство церкви, приюта и школы на Хлудовской стороне Сочи.
Всего 10 лет отделяли Высочайшее Повеление от постановления ВЦИК. Как непредсказуемо и кардинально изменилась действительность за считанные годы! В каком критическом состоянии оказалось Российское государство, что его новые правители были вынуждены обратиться к разорению Церкви для поддержания своей власти. Сегодня нет никаких сомнений в том, что изъятие церковных ценностей не столько имело причиной насущную необходимость для государственных целей, сколько было поводом для борьбы с религиозными устоями — душой народа. Церковь в Советской России тяжело пережила этот период времени и, несмотря на бесцеремонность советской власти в ее отношении, сохранилась, хотя и утратила при этом свое земное благолепие и благополучие на долгие годы.
В Сочи тех лет процессы изъятия церковных ценностей проходили с некоторым опозданием, поскольку город был периферийным, но тем не менее все протоколы соблюдались и остались документально зафиксированными в истории. В Сочинском городском архиве сохранилась опись имущества Свято-Николаевской церкви на Хлудовской стороне, которая была составлена в августе 1922 года. Документ свидетельствует о богатстве храмового убранства и состоятельности прихода как самостоятельного.
По окончании изъятия церковных ценностей Свято-Николаевский храм на Хлудовской стороне продолжал действовать порядка еще 10 лет, но его история исчисляется не годами, а судьбами людей и событиями тех лет, которые оставили глубокий и дорогой сердцу русского народа след на историческом теле России, в нынешней ее южной столице.
Историческая справка
5 мая (18 мая по н. ст.) 1914 года был освящен храм во имя святителя Николая Чудотворца на Хлудовской стороне Сочи. Ныне храм не существует, но сохранилась его история и некоторые сведения о людях, так или иначе с ним связанных.
Краткая история храма такова.
1. Начало устроению Свято-Николаевского храма на Хлудовской стороне в Сочи было положено в 1912 году, когда на основании Высочайшего Повеления от 13 февраля (26 февраля по н. ст.) Строительному комитету для постройки церкви, приюта и школы был отведен участок площадью в 1 десятину из земель бывших имений В. А. Хлудова. Храм внутренней площадью 150 кв. м. был устроен в первом этаже здания бывшего подвала хлудовского винного завода, представлявшего собой двухэтажное (со стороны реки — трехэтажное) сооружение из речного камня с черепичной крышей. В верхнем этаже со временем планировалось устроить придел храма с куполом, но в связи с трудностями начавшейся в 1914 году Первой мировой войны и последующей революции 1917 года намерение не осуществилось.
2. 5 мая (18 мая по н. ст.) 1914 года храм был освящен епископом Сухумским Сергием (Петровым) во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (память 6/19 декабря и 9/22 мая — дни престольных праздников храма). До 1916 года храм не имел собственного причта — священника и псаломщика, — и по этой причине службы совершались одним из штатных священников Михаила-Архангельского собора посада Сочи. «Указом Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского» Николая Александровича от 12 февраля (25 февраля по н. ст.) 1916 года № 2120 «при Николаевской церкви посада Сочи Сухумской епархии» был открыт самостоятельный приход с причтом «из священника и псаломщика» с назначением жалования ему из казны. С этого времени храм имел свои метрические книги. Первым штатным священником самостоятельного прихода стал иерей Евгений Ивановский, который, по всей вероятности, и прежде совершал богослужение в Свято-Николаевском храме, тогда еще приписном к храму Михаила-Архангельскому.
Очевидцы свидетельствовали о благолепии церкви на Хлудовской стороне: «Храм, одежда, церковная утварь, иконы и прочее — всё очень прилично и даже роскошно. Изображение Тайной Вечери над царскими вратами прямо художественно». И действительно, из описи церковного имущества, составленной позднее, в 1922 году (о ней будет сказано ниже), ясно, что в храме пребывало много икон хорошего письма, некоторые из них помещались в «больших стоячих» добротных киотах из дуба и каштанового дерева. Имелись священные изображения редкой иконографии, — например, иконы Божией Матери «Трех Радостей» и «Скорбящая». Примечательно также, что колокола храма были отлиты «заводом Оловянишникова», а «П. И. Оловянишникова сыновья» по праву считались самыми известными в России мастерами колокольного литья.
3. На земельном участке, принадлежавшем храму, располагалось одноклассное училище. Оно было открыто 14 сентября (27 сентября по н. ст.) 1914 года в отремонтированном трудами членов Строительного комитета старом строении, снабженном всем необходимым для учебного процесса, и находилось в ведении Министерства народного просвещения.
4. Церковным старостой являлся Павел Амплиевич Россиев — литератор, общественный деятель, директор Тюремного комитета посада Сочи, руководитель комитета по постройке храма и совместного с Министерством народного просвещения училища на Хлудовских участках. В декабре 1913 года П. А. Россиевым было основано одноименное храму Сочинское Свято-Николаевское братство, председателем совета которого он стал. В своей основной деятельности братство осуществляло помощь малоимущим, военнослужащим, призванным в действующую армию с началом Первой мировой войны, и членам их семей. В декабре 1914 года у братства появился собственный печатный орган — «Известия Свято-Николаевского братства», — который просуществовал вплоть до 1917 года.
5. При активном содействии братства в 1916 году на базарной площади Сочи была сооружена часовня-книжница для улучшения торговли книгами и другой литературой религиозно-нравственного содержания для народа. Освятил часовню-книжницу 15 октября (28 октября по н. ст.) того же года священник Евгений Ивановский, который являлся товарищем председателя и секретарем совета братства.
6. В декабре 1917 года в Свято-Николаевском храме настоятель священник Евгений Ивановский совершил чин отпевания убитых в Сочи: отставного премьер-министра царского правительства действительного тайного советника 1-го класса И. Л. Горемыкина, его супруги А. И. Горемыкиной, зятя И. А. Овчинникова и дочери А. И. Овчинниковой (в девичестве Горемыкиной). Они были захоронены на старом сочинском кладбище (за вокзалом), закрытом в 1950 году и позже застроенном.
7. 15 августа (28 августа по н. ст.) 1917 года начались заседания Поместного собора Российской (Русской) Православной Церкви (1917—1918). В соборе как мирянин от Сухумской епархии, в состав которой в то время входили храмы города Сочи, участвовал староста Свято-Николаевской церкви Павел Россиев. По всей вероятности, он вернулся в Сочи после революции, уже при установившемся режиме деникинской Добровольческой армии, так как заседания собора закончились в сентябре 1918 года. В мае 1919 года Павел Россиев участвовал в Юго-Восточном Русском Церковном соборе в Ставрополе. Осенью 1920 года Россиев был арестован в Сочи победившей «властью советов» и 12 октября того же года приговорен к расстрелу Черноморской ЧК за деятельность «контрреволюционного характера».
8. Первый настоятель Свято-Николаевской церкви священник Евгений Ивановский в 1918 году, после издания декрета о национализации церковной собственности, был вынужден переехать из Сочи в село Весёлое за Адлером, где служил в небольшой деревянной церкви до своей смерти в возрасте 47 лет в 1926 году.
9. Следующим настоятелем храма стал священник Евгений Пономарёв, сведений о котором не обнаружено на данное время. В августе 1922 года приход был преобразован в народно-христианскую общину согласно распоряжению советской власти и проведена подробная опись имущества Свято-Николаевской церкви. Образование народно-христианской общины и составление описи имущества, вероятно, было связано с изъятием церковных ценностей, которое в тот период проходило и в других храмах Сочинского района Черноморского округа. Опись церковного имущества свидетельствует о нескудном убранстве храма и наличии всего необходимого для богослужения, что и прежде отмечалось очевидцами.
10. Часовня-книжница решением «заседания РИК от 30 марта 1927 года» была «изъята из ведения общины» и закрыта 19 июля того же года. В начале 1930-х годов Свято-Николаевский храм был закрыт, а его помещение отдано в распоряжение «Бродтреста» и преобразовано в цех по производству безалкогольных напитков, далее в Сочинский пивзавод, который просуществовал вплоть до 2000-х годов. В годы Великой Отечественной войны в цехах Сочинского пивзавода производили бутылки с зажигательной смесью и кровезаменяющую жидкость для раненых.
Вывод. Памятное место Свято-Николаевской церкви является духовно-историческим наследием Сочи, знаковым для города, с расположенным поблизости парком «Ривьера», до революции 1917 года — Хлудовский парк.
В настоящее время территория бывшего храма, а затем пивзавода застроена жилым массивом, при этом не установлено никакого памятного знака или символа, связанного с ее историческим прошлым.
Отдельного исследования требует личность старосты храма Павла Россиева. Известно, что он стал одним из инициаторов празднования дня города Сочи в 1913 году, когда отмечалась его 75-летняя годовщина. В связи с этим событием в Приморском парке был установлен памятник «Якорь и пушка», сохраняющийся и поныне. Есть сведения, что П. А. Россиев работал над составлением истории Сочи, уделял значительное внимание краеведению.
Хочется верить, что светские и церковные власти города не оставят этот вопрос без должного внимания и позаботятся о сохранении истории города Сочи.
Денис Серенко
Библиография:
- Сочинский городской архив (СГА). Ф. 10. Оп. 1. Д. 172; Ф. 19. Оп. 1. Д. 19—20; Ф. 25. Оп. 1. Д. 213.
- Личный архив А. М. Любомудрова, д. филол. н., сотрудника Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
- Материалы архивного фонда Музея истории города Сочи.
- Исторически-архивные сведения и публицистические материалы о Св.-Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада — города Сочи / Сост. Д. С. Серенко. Сочи, 2017. Машинопись.
- Итоговое заключение частного исторического исследования о Свято-Николаевской церкви на Хлудовской стороне (Сочи). 1912 г. — 1930-е гг. / Сост. Д. С. Серенко // privetsochi.ru/blog/history/77401
- Кондратенко А. И. Павел Россиев — очарованный странник // А. И. Кондратенко. Литературное былое. Орел, 2015. С. 169—192.
- Мурзин В., Серенко Д. Миссионерская деятельность Святейшего Синода и православные братства на примере деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства // https://azbyka.ru/missionerskaja-dejatelnost-svjatejshego-sinoda-i-pravoslavnye-bratstva
- Наши достопримечательности // Сочинский листок. Сочи, 1913. № 299. 18 декабря. С. 3.
- Освящение храма во имя св. Николая на Хлудовской стороне // Там же. 1914. № 404. 6 мая. С. 3.
- Серенко Д. С. Историко-культурное значение деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства // https://radonezh.ru/2022/02/22/istoriko-kulturnoe-znachenie-deyatelnosti-sochinskogo-svyato-nikolaevskogo-bratstva
- Серенко Д. С. Павел Россиев в судьбах Сочи начала XX в.: У истоков социальной и культурной жизни города // Сочинский краевед. Сочи, 2019. С. 38—41.
- Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Св. Правительствующего Синода Грузино-Имеретинской Св. Синода конторе об открытии прихода при Николаевской церкви пос. Сочи // Вестник Грузинского экзархата. Тифлис, 1916. № 7. 1 апр. С. 196—197.
- Учредительное собрание Св.-Николаевского братства в Сочи // Там же. 1914. № 6. 15 марта. С. 219—223.
- Черкасов А. А. Провинциальный городок в Первой мировой войне: Сочи в августе 1914 — феврале 1917 г. // Кубанский сборник. Краснодар, 2008. Т. 3 (24). С. 166—179.
- Юго-Восточный Русский Церковный собор 1919 г. / Сб. док. под ред. Ю. А. Бирюковой. М., 2018.
Приложение
Сочинский городской архив
Опись церковному имуществу Свято-Николаевской церкви города Сочи Черноморской епархии.
Составленная августа __ дня 1922 года.
1-я гл. Богослужебные сосуды и проч. церковная утварь.
1 Потир, или Чаша, 1 дискос, 1 звездица, 2 тарелочки, 1 лжица (6 вещей). Серебряно-позолоченные художественной работы.
1 сосуд для освящения хлебов.
1 чаша для водоосвящения.
1 сосуд для елеепомазания, металлический позолоченный, к нему кисточка.
2 тепловых ковшика, металлические позолоченные.
1 ковчег — дарохранительница, металлическая позолоченная с эмалевыми изображениями.
2 канделябры для 3 свечей, металлические позолоченные.
2 подсвечника медных для жертвенника.
1 трикирий с живописным изображением Воскресения Христова.
1 крест напрестольный вызолоченный с эмалевыми украшениями.
1 крест малый металлический позолоченный.
1 крест запрестольный металлический позолоченный с живописными изображениями.
1 запрестольная икона Божией Матери металлическая позолоченная с эмалевыми украшениями.
2 медных кадила (одно посеребренное).
1 распятие металлическое посеребренное для поминального стола.
9 металлических лампадок посеребренных и позолоченных на цепочке и 2 кронштейна.
14 подсвечников (4 местных посеребренных, 2 выносных и 8 местных разной величины).
3 паникадила (1 позолоченное металлическое, 1 среднее и 1 малое).
12 стаканчиков в большое паникадило, 12 розеток для паникадила.
1 медный таз для омовения рук.
1 кувшин эмалированный, 1 кувшин медный для теплоты, 1 кружка.
3. Блюдо сборное никелированное, антидорное и для просфор — никелированные.
Кружка сборная никелированная.
1 кропило с деревянной ручкой, средних размеров.
2 копия стальных (одно средней величины и большое с костяной ручкой).
1 семисвечник запрестольный, металлический вызолоченный, с 7 стаканчиками.
2 хоругви на деревянных древках, писанные масляными красками по голубому бархату.
2 хоругви, писанные масляными красками по красному бархату.
1 пара венцов медных позолоченных с эмалевыми украшениями.
2-я гл. Разные деревянные церковные вещи.
5 скамеек разной величины.
1 престол из каштанового дерева.
1 жертвенник со шкафом.
1 стол поминальный местный.
1 стол поминальный «переносный».
1 стол для освящения хлебов.
1 стол для просфор (в паперти).
1 стол для церковных облачений (в алтаре).
1 стол большой с 2 ящиками (в церкви).
1 свечной шкаф (ящик).
4 аналоя деревянных.
3 тумбочки крашеных для запрестольного креста, иконы Божией Матери и семисвечника.
1 пюпитр у престола, 4 крашеных табуретки и 4 пюпитра для певчих.
1 складная лестница, деревянная крашеная.
1 шкаф для хранения риз.
1 аналой конусный для певчих.
1 вешалка стоячая деревянная большая.
1 иконостас деревянный крашеный белой краской.
1 гробница для плащаницы.
3-я гл. Книги и ноты церковные.
1 Евангелие напрестольное большое в малиновом бархате в металлическом золоченом переплете
1 Евангелие молебное в красном бархате с металлической обложкой.
1 Апостол (переплет очень ветхий).
1 Типикон (Устав церковный), 1 Триодь нотного пения.
1 Каноник, 1 Ирмологий, 1 Ирмологий нотного пения.
1 Служебник, 1 книжка «Последование молебного пения».
1 книга «Праздники» нотного пения.
2 книги Триодь: Постная и Цветная.
2 книги Октоих (Осьмогласник) . 4 гласа, 5—8-й гласы.
3 Минеи (Общая, Праздничная, Дополнительная).
12 книг «Месячные Минеи».
10. Службы и акафисты: 1. Пресвятой Богородице. 1. Божественным Страстям Христовым. 1. Св. великомученице Варваре. 1. Св. Георгию Победоносцу. 1. Св. великомученику Пантелеимону. 2. Св. Чудотворцу Николаю. 1. Св. Иоанну Воину. 3 книги сборников акафистов в переплетах кожаных с золотым тиснением.
4 книги Бортнянского в переплете. 4 книги Архангельского «Хвалите имя Господне». 4 книги Львова «Воскресные ирмосы». 1 книга Семенова «Херувимская».
4. Обиход нотного пения. 4 голоса. Н. Бахметев (без переплета).
1 книга «Учебный обиход нотного пения (1 книга без переплета).
4-я и 5-я гл. Облачения священно-церковнослужителей, на престол, на жертвенник, разное церковное белье и другие облачения и ковры.
1 священническое облачение парчовое — золотистой желтой парчи (риза, епитрахиль, набедренник, пояс и поручи).
1 облачение для диакона — золотистой желтой парчи (стихарь, орарь и поручи).
1 полное священническое облачение из черного бархата (риза, епитрахиль, набедренник, пояс, поручи и подризник).
1 полное священническое облачение из белой серебристой парчи (риза, епитрахиль, набедренник, пояс, поручи и подризник полотняный).
1 полное священническое облачение из красной материи с золотистыми затканными цветками (риза, епитрахиль, пояс, набедренник, поручи).
1 полное священническое облачение «холщевое» (риза, епитрахиль, поручи, пояс, набедренник)
1 таковое же облачение для диакона (стихарь, орарь, поручи).
1 облачение на престол парчовое из золотистой парчи.
1 облачение шелковое белое, по краям кругом вышитое (пасхальное).
1 облачение на престол белое холщовое, обшитое золотистым хазом.
2 облачения на жертвенник: темно-зеленое бархатное и бледно-голубое.
3 пелены на престол бледно-розовая батистовая, розовая с цветами и белая.
2 пелены на жертвенник.
1 одежда на столик полиелейный «переносный» и пелены.
1 одежда на столик «для благословения хлебов» и пелены.
1 одежда и пелены на столик для священнических облачений.
6 воздухов и покровцов на дискос и Потир (разного достоинства).
2 завесы для царских врат (малиновая шелковая и черная).
2 облачения на аналои белой парчи и к ним пелены.
4. 1 пелена из канвы вышитая и 3 парчевых разных цветов.
1 покрывало (пелена) на пюпитр священнический (полотняное вышитое).
1 скатерть полотняная — пестрая (2 х 3) арш.
1 плащаница «выносная» малиновая бархатная, писанная масляными красками, вышитая.
7 полотенцев, полотняных.
4. В алтарь 4 ковра кустарной работы, разных размеров.
1 ковер-дорожка бархатный в 6 арш. длины.
1 ковер-дорожка «травяной» в 17 арш. длины.
Глав. 6. Иконостас, св. иконы в алтаре, киоты в церкви и паперти.
Образа местные в иконостасе:
4. Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца и Михаила Архангела. Размер 11 х 21 верш.
3. В алтаре: на окне: 1) икона Казанская Божией Матери в серебро-позолоченной ризе; 2) Господь Вседержитель размером 6 х 7 в серебро-позолоченной ризе металлической; 3) Господь Вседержитель в киоте под стеклом в серебрёной металлической ризе.
1. В киоте под стеклом св. Иоанн Богослов, мученицы Василисса, апостола Фома.
1. В киоте св. мучениц София, Вера, Надежда, Любовь, размером 6 х 7 верш.
1. Икона Казанская Божией Матери, писана масляными красками по золотому фону — размером 12 х 10 верш.
2. Св. мучеников Гурия, Авива и Самона, 6 х 7 (на металле) и на дереве — 5 х 4 1/2.
2. Св. Архистратига Михаила на металле (5 х 4) и Николая Чудотворца.
1. На жертвеннике. Распятие Иисуса Христа; св. Николая, Иоанна Воина размером 11 х 13.
3. Икона Господа Вседержителя в металлической золоченой ризе. 6 х 7.
1. Икона св. Чудотворца Николая в серебрёной металлической ризе. 6 х 7.
1. Икона Преображения Господня в серебрёной металлической ризе. 10 х 9.
2. В киоте под стеклом икона Божией Матери «Троеручица» и Смоленская. 5 х 6.
1. В киоте под стеклом икона Божией Матери в серебрёной металлической ризе. 4 х 5.
4. 2 иконы Божией Матери Казанская, Господь Вседержитель и св. Чудотворец Николай. 3 х 4.
1. Икона Господь Вседержитель с эмалевыми украшениями. 6 х 7.
1. На левой стороне: в киоте икона Божией Матери. 5 х 6.
1. На правой стороне: Господь Вседержитель в киоте под стеклом. 6 х 7.
1. Над царскими вратами икона Божией Матери в киоте под стеклом. 4 х 3 1/2.
1. В церкви: над царскими вратами икона «Тайная Вечеря», писана масляными красками.
2. В киоте под стеклом св. Елены, кн. (так в рукописи) Георгия,
1 __ св. муч. Евдокии.
4 х 3 1/2.
2. На аналое икона Воскресения Христова и дванадесяти праздников.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в металлическом серебрёной ризе.
6 х 7.
1. В углу в киоте: икона св. великом. Георгия в серебрёной металлической позолоченной ризе. 6 х 7.
1. На стене: писанный на полотне масляными красками св. Георгий Победоносец. 12 х 20.
1 __ писанный масляными красками на полотне «Живоносный Источник». 16 х 24.
2. Писанные масляными красками на полотне «Воздвижение Креста Господня», «Введение во храм Пресвятой Богородицы». 10 х 14.
1. Св. епископ Митрофан в киоте под стеклом.
1. Икона Божией Матери в киоте.
10 х 12.
2. Св. Феодосий Черниговский на металле и Господь Вседержитель. 6 х 7.
1. Образ св. преподобного Герасима и мученицы Ирины в большом стоячем киоте. 17 х 48.
1. Образ св. Иоанна Воина в большом стоячем киоте художественной работы. 20 х 48.
1. Образ Божией Матери «Трех Радостей» в дубовом стоячем киоте. 20 х 48.
1. Образ св. Чудотворца Николая в большом стоячем киоте каштанового дерева. 20 х 48.
1. Образ св. великомученицы Варвары в большом стоячем киоте каштанового дерева. 20 х 48.
1. Господь Вседержитель в металлической ризе. 6 х 7.
1. Великомученик Пантелеимон в киоте под стеклом. 6 х 7.
1. В киоте под стеклом икона Спасителя, металлическая риза. 4 х 4 1/2.
1. Икона Божией Матери «Достойно есть» бумажная в киоте под стеклом. 3 х 4.
1. Св. великомученика Пантелеимона в киоте под стеклом. 3 1/2 х 4.
1. Св. мучеников Козмы и Дамиана в киоте под стеклом. 3 1/2 х 4.
1. Икона Смоленская Божией Матери в киоте под стеклом 6 х 7.
1. Икона св. Иннокентия Иркутского. 4 х 3.
1. Икона св. апостолов Петра и Андрея, писана на полотне. 16 х 12.
1. Икона Божией Матери «Знамение» в киоте под стеклом. 5 х 6.
1. Икона Казанская Божией Матери под стеклом, металлическая риза. 4 х 4 1/2.
1 __ Спасителя. То же. 4 х 4 1/2.
1. Икона преподобного Серафима Саровского в киоте под стеклом. 4 х 4 1/2.
1. На стене над панихидным столом икона Божией Матери Казанская под стеклом. 6 х 7.
1. Икона Спасителя под стеклом в киоте. 6 х 5.
1. Св. великомученицы Параскевы в раме, писана на дереве. 5 х 6.
1. Икона Божией Матери Тихвинская в рамке под стеклом. 6 х 7.
1. Икона «Тайная Вечеря», писанная на дереве, в киоте под стеклом. 8 х 7.
2. Икона Божией Матери в киоте под стеклом. 4 х 5.
1. Икона Божией Матери Смоленская в жестяной раме.
3. Икона Иоасафа Белгородского, Феодосия Черниговского и Александра Невского. 3 1/2 х 4.
1. На паперти: св. Василия Великого в киоте под стеклом. 8 х 7.
2. Икона Божией Матери «Тихвинская» в киоте без стекла. 5 х 6. 6 х 7.
1. Икона Спасителя в ризе без стекла. 4 х 5.
2. Св. Чудотворца Николая в киоте под стеклом.
1. Икона Божией Матери Владимирская под стеклом. 4 1/2 х 5 в киоте.
1. __ Казанская в посеребренной ризе в киоте под стеклом. 3 1/2 х 4.
1. Икона Божией Матери «Смоленская» под стеклом. 4 1/2 х 5.
1. Св. Чудотворца Николая, писанная на жести. 6 х 8.
1. Св. мучеников Козмы и Дамиана, на обороте св. мученика Пантелеимона. 5 х 4 1/2.
1. Св. Кирилла и Мефодия на дереве.
1. Икона Спасителя в металлической ризе. 3 1/2 х 4.
1. Св. Чудотворца Николая в жестяной ризе. 4 1/2 х 5.
1. Собор Архангелов в рамке под стеклом размером 5 х 6.
1. Св. благоверного князя Александра Невского на жести. 6 х 7.
1. Св. великомученицы Варвары на доске. 7 х 8.
1. Св. целителя Пантелеимона в металлической ризе. 4 1/2 х 5.
1. __ в киоте под стеклом. 4 х 5.
1. Тихвинская икона Божией Матери в киоте под стеклом. 5 х 5.
1. Св. Анны Пророчицы в киоте под стеклом. 4 х 7.
1. Икона Спасителя на дереве в киоте под стеклом. 4 х 4 1/2.
1. Пресвятой Троицы в киоте под стеклом (бумажная). 5 х 6.
1. Икона Божией Матери «Скорбящей» в киоте под стеклом. 4 х 5.
1. Господь Вседержитель. На столбе в киоте без стекла. 5 х 6.
22. Иконы для аналоя разных праздников в количестве 22 бумажные, наклеенные на доску и на толстую палку. Размером 5 х 6.
1) Рождество Христово; 2) Крещение Господне; 3) Сретение Господне; 4) Благовещение Божией Матери; 5) Вход Господень во Иерусалим; 6) Воскресение Господне; 7) Вознесение Господне; 8) Рождество Пресвятой Богородицы; 9) Успение Пресвятой Богородицы; 10) св. благоверного князя Александра Невского; 11) св. апостолов Петра и Павла; 12) Ведение во храм Пресвятой Богородицы; 13) Пресвятой Троицы; 14) Сошествие Святого Духа; 15) Преображение Господне; 16) св. благоверного князя Владимира; 17) святого Георгия Победоносца; 18) св. пророка Илии; 19) Воздвижение Креста Господня; 20) Покров Пресвятой Богородицы; 21) Усекновение главы св. Иоанна Крестителя; 22) св. равноапостольной Нины.
1. Распятие, Голгофа. Крест деревянный с художественно написанными масляными красками: Распятием Иисуса Христа и предстоящими Божией Материю и апостолом Иоанном Богословом.
4. На царских вратах иконописные по золотому фону: Архангел Гавриил и Пресвятая Богородица. Евангелисты Иоанн, Матфей. Евангелисты Лука и Марк.
7-я глава. Колокола церковные.
1. Колокол с завода Оловянишникова весом 2 пуда 39 1/ 2 фунта. Разбитый, расколотый (необходимо перелить).
1. ____ весом 1 пуд 20 3/4 фунта.
1. ____ весом ___ 23 1/4 фунта.
Часовня
К Свято-Николаевскому приходу города Сочи приписана часовня во имя святителя Николая Чудотворца, находящаяся на Базарной площади города Сочи. Часовня каменная, кирпичная, построена на добровольные пожертвования верующих христиан. Размером часовня в длину 9 аршин, в ширину 7 арш. и в высоту около 2 1/2 — 3 саж., разделена часовня на две половины: в одной половине собственно часовня св. Чудотворца Николая, а в другой — библиотека-читальня.
Церковный дом
Дом деревянный, одноэтажный, турлучный, построен на стойках, внутри отштукатурен, но очень ветхий. Крыт дранкой. Крыша очень ветхая, особенно над коридором, и во время дождя сильная течь. Дом холодный — не имеется ни одной печки, кроме очага в кухне. Дом состоит из 3 комнат: кухня размером 4 1/2 х 5 арш., комната в 4 1/2 х 5 арш. и комната 7 х 9 арш. С южной стороны сени (коридор) в 3 х 9 арш., и с восточной стороны сени (коридор), 4 х 5 арш.; с восточной стороны открытая терраса, но в настоящее время пол в ней сгнил и провалился. В дому мебели церковной нет. Ни чуланов, ни хозяйственных пристроек никаких не имеется. Дом построен на средства Комитета по постройке Свято-Николаевской церкви и принадлежит церкви. Земли под постройкой дома и церкви около одной десятины. Земля обрабатывается личным трудом причта.
Настоящая опись с наличностью верна, что и удостоверяем подписом:
Настоятель Свято-Николаевской…